ЭСПЕРО РАССКАЗЫВАЕТ на русском...
первая половина из дюжины рассказов Эсперо на его Весёлом Сайте- Доме.



Оглавление 1-ой части "Эсперо рассказывает на русском..."

* 1. " Сложная Эсперанто- тема..." ? Ну-Ну...
( на самом деле умопомрачительный рассказ о "всенародном" Эсперанто-уроке в... приусадебном амбаре, вылившимся в сущую педагогическую вакханалию... с участием Герды Клодовны Пиронской !
И с "Эсперанто для наших питомцев" - и русский тоже сгодится... )


* 2. Твой автомобиль...
* 3. Стена Ритмия ?.. стеноритмия !..
* 4. 4 рассказа в связи с Фламенко:
А-А-Й-Й-Й !..
От последнего поцелуя...
Свет Одиночества...
Синий мрак...
* 5. Скахография:
"Эсперанто", рисунок, ш. доска, ш. фигура, 1.5 миллиардов $.
* 6. Разгадка ? Ой ли !..
( о посещении японского горного Эсперанто- Дома ! " )
* 7. Глазами Джульетты... ( с её балкона ! )

******************

1. " СЛОЖНАЯ ЭСПЕРАНТО ТЕМА" ? НУ-НУ...
----------------------------------------------------------------------

Пожалуйста, прошу всех настроиться на деловой тон,
не отвлекаться и внимательно выслушать мои
объяснения. У нас сложная Эсперанто - тема.

С утра меня позвал настойчивым звонком телефон. Не разбудил.
Я, собственно говоря, и не уснул в эту ночь. Проведя её с бессонницей. Но не мучимый ею. Отнюдь.
Ибо был озабочен состоянием чувств у юной и симпатичной блондинки, которой я из человеколюбия предоставил кров и ночлег.

Выбравшись из какой-то жаркой путанницы, я прошлёпал босыми ногами по холодному линолеуму к телефонной тумбочке.

На другом конце опто-волоконного кабеля грудной бархатный баритон моей хозяйки любезно напомнил мне, что сегодня день занятий в её доме, и что меня ожидает масштабная миссия " по посеву разумного, доброго, вечного и Эсперанто на народной ниве",
то бишь, "среди людей её усадьбы", как она туманно выразилась.
"Мы все ждём вас, Эсперо," - проворковала она игриво.

Я заторопился. То есть, как обычно, впал в жуткую спешку.
Кое-как расцеловавшись с гостьей и уговорив её наведаться под кров не сегодня, а завтра - никогда не можешь знать, кто тебя будет ожидать сегодня, - я бдительно оглядел себя с ног до головы в высокое новое зеркало в прихожей, что стало у меня с некоторых пор закоренелой привычкой. И подхватил увесистый баул.

К подобным педагогическим миссиям я всегда готовлюсь с сугубой тщательностью и ответственностью, отработанной до мелочей моими предшественниками за 120 лет существований Эсперанто.

А именно, я прихватил с собой едва ли не самый лучший в мире (sic! -
так! истинно!) учебник Эсперанто Бориса Колкера, новое полное издание
"Евгения Онегина" в переводе на Эсперанто Валентина Мельникова с впервые переведенной и приложенной VIII-ой главой,
но по недоразумению кем-то переплетенное вместе с Гоголевской поэмой
"Мёртвые души", также переведенной на Эсперанто Мельниковым, но уже стихами:

Jen mia Chichikov - virtachul",
mortanimulojn li achetas...

Прихватил я "Сентенции и максимы" умницы Максимо с форума,
а заодно и др. бесценные материалы оттуда же.
Сверху я положил трёхтомник "Избранной песенной эсперанто-лирики" Павла Можаева и несколько кассет с эсперанто-роком Глебо Малица и других эсперанто-бардов.

Не стану всего перечислять, но приговаривая "Не помешают", я щедро высыпал внутрь - благо, много места не занимают, - пару-другую горстей "Микро-Эсперанто- Блох" и "Мини-Эсперанто Блох, Подкованных Левшой-эсперантистом".

А завернув блиц-вспышку от моего верного "Никона" в несколько экземпляров "Блиц-Эсперанто на ходу", - и уже впрямь на ходу поправив галстук, - вскочил в свой Рено Клио.

Левой передней дверце моего авто со стороны водителя ещё ни разу не удалось захлопнуться прежде, чем машина уже сорвалась в пространство.

А в подмосковье зарядил дождь...

По дороге я заехал и прихватил с собой свою ассистентку Герду Клодовну Пиронскую.

На месте меня встретили с подносом, но деликатно не торопили.
Хозяйка, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу, лихорадочно уточняла: дети в постоянном контакте с прислугой, кухаркой, няней,
швейцаром, поваром, шофёром и садовником...
Я насчитал семерых. Мини-группа. Сойдёт.

"- На той неделе, - продолжала взахлёб хозяйка, - я кое-что подслушала и... Посмотрите."
Я посмотрел: ухо было розовым, а завиток за ним на нежной стройной шее - просто очаровательным.
"- Вся надежда на вас, Эсперо, и на Эсперанто. Преподайте же и братьям нашим средним уроки благородного языкового поведения."

Я наскоро размешал серебряной ложечкой сливки в крошечной фарфоровой чашечке, куснул "шарлотку" - я не люблю сладостей -,
и небрежно, как всегда на свою голову, выслушав на ходу объснения,
как добраться до академического объекта, сбежал с мраморной лестницы, едва не опрокинув медных львов с цветочными вазами внизу.
Все мы имеем дачи, кое-кто называет их, как моя хозяйка, усадьбами, но я уже мчался с баулом по внушительному поместью...

Сам бы я ни в жизнь не нашёл. Но на огородах мне попался без портков, бесстыдно возбуждённый, белобрысый, вихрастый, веснушчатый и замурзанный карапуз, лет этак пяти, с охапкой морковок. Он проводил меня.

В почти полной тишине - а воздух ! нектар !! - мы подходили к строению, похожему на амбар, и судя по архитектуре, построенному в один из самых рекордно урожайных годов.

Но на пороге я был встречен взрывом приветственных возгласов, оглушившим меня. В просторном-таки амбаре негде было черешне упасть. Люди сидели даже на стропилах. А воздух !..

Оказалось, вся семёрка из мини-группы привела с собой своих коллег, друзей по садовому кооперативу и автопаркам, с кухонь ведущих столичных ресторанов, швейцарских из гостинниц не ниже 5-и звёздочек, нескольких очкариков явно из школьных учительских, и в строгих костюмах двух или трёх чиновников, как я потом узнал, из ГорОНО.

Были и родственники, и сразу бросалось в глаза, что колена этак до 3-его.
И это был подлинный всенародный энтузиазм и ликование.

Да-да, меня встречали. На соломе стоял 10-литровый бутыль с самогоном, рядом гора нечищенных луковиц в чернозёме, огромное полено буторной колбасы, местами с тем же плодородным покрытием, и каравай хлеба с моё запасное колесо.
И мне уже наливали. В алюминиевую то ли кружку, то ли кастрюлю.

Довольно натуральным хриплым голосом я сообщил, что только этим
утром был выведен из стадии клинической смерти глубокого запоя, и
приехал прямо из Склифософского.
Посыпались соболезнования и советы типа "кастрюлю до дна".

Спасаясь, я вскочил вместе с баулом на край зыбких яслей, нечаянно наступив на ухо бегемотоподобной свинье с сосками, волочившимися по земле. Я и не знал, что белы измеряются не только в деци- , но и в целых мегах.

И я чуть не сорвал на самом деле голос, когда орал сначала "Господа! Господа!", а потом, спохватившись, "Товарищи! Товарищи!" Это немного помогло. Но для пущей убедительности я сорвал с головы рядом стоявшего парня кепку и зажал её в кулаке: "-Товарищи !!!"

Наступила кое-какая тишина, если не прислушиваться к тоже нечаянно включённому каким-то сорванцом аварийному электрогенератору.

И тут "тишину" задавила Ниагара вопросов:

"- А как на Эсперанто "газонокосилка"?, А "клювовидные пассатижи"?, "А "задний мост"?,

"А "секатор имени "Гильотины Парижской Коммуны"?, "А "ж-па"?,
"Ну а "шланг категории "кишка удаффа"?, "а "с бодуна"?,

"а как сказать "а пошёл ты на ..."?, "ну а"я тебя в ... ...?" - последние вопросы были сплошь и рядом, но больше сплошь.

Я расслышал даже "а как на эсперанто будут "байонетные щипцы для удаления верхних зубов мудрости"?

И водопад не только не иссякал, но даже набирал силу: "А можно на эсперанто сказать "молоток"?, "А "кофеварка"?, "А правда, что на эсперанто "гавно" звучит как "канфетко"?, "А..."

"- Амикой... Товарищи !! Ну не могу же я вам давать отдельные слова
"молоток", "газонокосилка"... Надо же знать и "это есть...",
"где есть ...", "как взять" молоток...

"- Сроду знать не знали никакова эспиранто, - вдруг взревел лохматый насупленный звероподобный мужик-бугай с крошечной собачкой в ногах, почему я и решил сразу, как увидал их, что уж от него-то я не дождусь и слова, - а ищо и не то брали в руки..."

И тут я захватил щепоткой толику своих "Микро-мини Эсперанто Блох", потому что учебник Колкера у меня сходу вырвали из рук и он пошёл гулять по рукам... Я проводил тоскливым вхглядом и свой баул,
исчезающий в недрах толпы, и перешёл к

к своим ГОРСТЯМ, как я их назвал, полным
самых-самых нужных и в удобной форме эсперанто-слов !..
... Я и не ожидал даже, что так скоро вокруг установятся и
тишина, и порядок. Да не простые, а сосредоточенные, как-будто
на семинаре воспитателей из школ для глухонемых...

Когда я произнёс из какого-то диалога между нетерпеливым
парнем и его капризной подружкой её вздорное замечание о
ясной в тот день погоде: "- Разве ты не слышишь шума грома ?, -
то и сам оторопело повернул голову к воротам: в самом дальнем
от амбара углу огромного сада слышно было - так тихо ! - , как
бурдонит шмель - на Эсперанто шмель-burdo... Вокруг все
внимательно слушают и многие записывают или делают пометки
в листках Эсперанто Блох...
Я продолжал:
Он: - ... Может ты ещё и молнию видишь ?
Она: - Кончай спорить...

... А когда я дошёл до того места, где эта влюблённая
парочка делает попытку уединиться в парке, избавившись от её
назойливого братца... Вовочки, угрожавшего тут же начать
рассказывать о себе анекдот, хм... - если его не возьмут
с собой, - то возьми и спроси:
- Есть вопросы, амикой ?
Все сосредоточено молча кивают отрицательно головами.
Лишь тирольский пейзан вносит предложение для той парочки:
- Лучше бы им не в парк, а в амбар..." - Все стеснительно
заулыбались. А я спросил его по наитию:
-Вас как зовут, простите ?"
- Владимир Владимирович, а что ? - и он через головы протянул
мне для пожатия огромную лапу, которую я однажды уже видел в
Зоологическом Музее у чучела белого медведя.
Наши взгляды упёрлись друг в друга. Я только приглушённо
ойкнул, а ясли заходили подо мной ходуном. Он же побледнел и
заорал:
- Отпусти ему руку !
И это был единственный случай, когда мне не было смешно от
Вовочки. Правда, Большого Вовочки. У меня и по сю пору
ноет запястье...
- Однако, продолжим, друзья. - И я продолжал и продолжал...

- Пожалуйсти, повтори ! - слышно было изредка то с одной,
то с другой стороны амбара... И я терпеливо повторял...
Но было заметно и другое: какой-то нарастающий гул толпы...
Я навострился... Оказалось, что и за мной повторяли...
И инстинктивно правильно: т. е. не всё подряд и связно, но и в
россыпь. Вертя фразами на все мыслимые лады, даже разными
голосами, порою кривляясь и лицедействуя !
Люди и сами лепили монологи и диалоги, нисколько не смущаясь
нелепицей ! Дарили свои находки друг другу... и мне ( я тут же
записывал ).
Зрелище было куда как забавное ! Будто воочию языки
развязывались и завязывались в эсперанто-бантики !..

Я и опомниться не успел, как в амбаре уже вовсю царило
какое-то кропотливое, но не шумное веселье...
Даже люди из ГорОНО всё что-то конспектировали, сдвинув на
самые затылки свои строгие шляпы, и то и дело удовлетворённо
потирая руки...

- Друзья ! Может на 5-10 минут прервё... - Не-е-ет ! - дружно загудела толпа. И я продолжил слегка охрипшим голосом.
Где-то за тюками заготовленного на зиму сена послышались стоны, а вскоре и крики младенца, явно новорожденного !..
Счастливо улыбающуюся роженицу, вместе с красным, весь в
слизи, орущим "Saluton !" - "Привет !" -младенцем, унесли
из амбара !
А рассеянного и обалдевшего от счастья папашу увели под руки.
Я успел прокричать ему вслед, подхваченое всем амбаром:
- "Поздравляю вас с новорожденным эсперантистом !"
- Спасибо... спасибо... - слышалось ещё некоторое время за воротами...

Всё ещё улыбаясь до ушей, я приступил было к календарной
теме:
- В году - 12 меся...
... Тут в воротах амбара появилась моя ассистентка Герда
Клодовна, которую моя хозяйка не отпустила сначала,
предупредив, что "вам пока не стоит туда..."

Все ахнули и замерли с открытыми ртами... Поразился и я...
Так как никогда прежде не видал её входящей, не протискивающейся боком...
Хотя всегда был уверен, что в её случае это без разницы...

Пока длилась поголовная немая сцена, один Владимир
Владимирович, с не свойственной даже тирольским аборигенам
галантностью, рассыпался в любезностях и даже начал анекдот,
попросив разъяснить ему только пару слов:
- Малыш говорит Карлсону ( все вокруг расцвели в улыбках):
- Пойдём к... - Последние слова я не расслышал, так как их
заглушил рёв всеобщего "Фу-у-у..." в адрес новоявленного
эсперанто-Вовочки Крупного.
А первые были: "- Малыш говорит Карлсону: - Пойдём к бабам ?.."
- Не-а, я потерял свои штанишки с пропеллером.
- Ну так без них...
- Но дело в то..."
Второе же неясное для эсперанто-Вовочки Крупного ( АмплЕкса
Вовчо ) слово просто захлебнулось во всеобщем укоризненном
"Бесстыдник !" и "Циник !"...

Причём, даже издалека, с моих яслей, было заметно,
как то ухо, что на видимой стороне красивой породистой головы Пиронской, стало пунцовым.

Однако, она не поступилась своим профессиональным
долгом и на первое непонятное слово "хэлИцо" приступила
давать исчерпывающие разъяснения: "где есть пропеллер",
"это ваш пропеллер", "у меня такой же пропеллер", "пожалуй,
ваш пропеллер крутится быстрее", "у вас и в голове пропеллер",
"сколько пропеллеру ни вертет..."

У меня сладко закружилась голова, а последнее, что я успел
увидеть, и что мгновенно вернуло меня в действительность,
удержав от падения прямо в ясли, было то, как тесная толпа
раздалась, образовав круглую площадку, и эффектная эта
ассистентка, положив изящную руку на плечо Вовочки Крупного,
закружилась с ним в вальсе...

Я протёр глаза и снова их выпучил...

Видение не исчезало... Даже наоборот: передние из толпы
завертели вокруг них хоровод в обратную сторону...

И все подхватили карусель из слов: "с пропеллером было хорошо", "а с двумя будет ещё лучше"...

Я не заметил, как и сам начал бормотать: "у вас пропеллер
сзади", " а у меня спереди"...

Но встряхнув головой, я продолжил перебирание своих
эсперанто-Блох для тех, кто не попал в хоровод...

( *примеч.: изумительные - больше, чем просто
эсперанто-учебники ! - 2 книжки Клода Пирона - "Герда пропала..."
и "Дайте мне выговориться..." - обе построены на вывереной
психологич. установке: многократное повторение незнакомых слов на
все лады в развёрнутых темах - помогает их запоминанию.
И таки, помогает !.. Развивая ту ещё болтливость ! )


- Добрый вечер, дорогие друзья ( я прощаюсь со
слушателями из амбара, с удивлением замечая, что в проём
ворот заглянул луч уже вечернего солнца...)
Доброго вам всем самочувствия везде и всюду !

     Я, Эсперо, даю установку:
Будьте здоровы. Ваше самочувствие хорошее.
     Вы здоровы ! Только здоровье ! Только Солнце ! Только Смех !
           Только радостные сны и мечты ! Будьте счастливы !

Ещё пара заключительных слов о том, чем же закончилась эта педагогическая Эсперанто-вакханалия.

Экзамен принимала сама хозяйка.

Она была до слёз растрогана декламацией на Эсперанто отрывка из письма Татьяны Онегину тем самым, уже причесавшимся пятернёй, и как-то утратившим звероподобность, даже как бы и не мужиком, хотя и с той же комплекцией бугая, а сущим пейзаном, чуть ли не тирольским:

     - Сначала я молчать хотела,
     поверьте, моего стыда
     вы б не узнали никогда...)

... Я и сам с трудом сдержал подступивший к горлу комок...

По условленному знаку батистовым платочком в амбар вбежали все
младшие и средние дети хозяйки и повисли на заскорузлых шеях своих любимцев.

Меня она три раза облобызала, милостиво позволив и мне поцеловать тот самый завиток за ухом, посулила повышение оклада и страстно заверила,
что не далее как на следующей неделе подберёт мне невесту.

Отпускать меня не хотели. Я улыбался бесперерывно, хотя жутко страдал от боли из-за "писчего спазма", выписывая для всех, как рецепты, адреса Эсперанто-курсов по всей стране и в интернете, Эсперанто-клубов, Эсперанто-сайтов и
форумов, интернет-бутиков, торгующих оптом и в розницу Эсперанто учебниками, книгами, записями...

Хорошо шли многостраничные списки "ников" с "личками" всех эсперанто-форумчан , их адреса в ЖЖ (Живых Журналах- сетевых дневниках) и особенно их фотографии.

Вырывая, даже порвали с десяток снимков одного из них, но не там, где он в кимоно, а где без ничего.

Если же собранные мною заказы на учебники и "Евгения Онегина" удастся выполнить полиграфической промышленности, то мне это зачтётся как издательский подвиг - второй после Сытина и даже вкупе со Смирдиным.

Мои же "Микро-мини Эсперанто Блохи" с залихватским автографом заполнили все складки одежд и тел присутствующих.

Даже собачка тирольского пейзана держала в зубах листочек с ними и,
растянув в улыбке закрытую пасть, вовсю чесала за ухом задней лапой...

... Только 1 - один ! - из весёлых уроков Эсперо в амбаре :
--------------------------------------------------------------------------------------------------

В магазине. ( куда как заурядный заголовок в любом учебнике, НО ! следите дальше !.. )
- Хлеб и туалетную бумагу, пожалуйста. И ещё килограмм яблок.
Сколько это стоит ? Хорошо, я плачу.

Во втором магазине.
- Помаду и пудру, пожалуйста. И ещё флакон духов.
Сколько это стоит ? Хорошо, я плачу.

В третьем магазине.
- Эту красную рубашку, тот жёлтый пиджак, какие-нибудь синие брюки и зелёный галстук.
Сколько это сто... О ! Я же забыл туфли !
Пожалуйста, один туфель чёрный и один - белый. Но не комнатные !
Почему не ? Разве вы не видите, что я - высокий блондин ?
Ну, так я хочу быть не просто блондином, а высоким блондином в чёрном ботинке ! Ну-ну, я шучу !
Я одеваю два чёрных туфля !
Сегодня я делаю покупки впервые в жизни без моей дорогой жены.
Подарки для неё к 8-ому Марта, а также сюрпризом для неё все эти мои обновы. Будет большой сюрприз !
Теперь, когда я одет с ног до головы, что вы, продавщица, скажете: на кого я похож, а ?
- И-и-извините, синьор, я до-до-должна позвать нашего старшего п-п-продавца...
Здравст... Синьор !.. Не слишком ли пёстрые цве... Синьор !.. Сейчас я отвечу на ваш вопрос !
Вы хотели бы знать, на кого вы похожи ?!
Вы выглядите сущим попугаем !
Нет, синьор, мы не можем позволить вам покинуть наш магазин в таком виде.
Пожалуйста, приходите завтра вместе с вашей женой. Добрый вам вечер, синьор !

BONAN VESPERON, KARAJ AMIKOJ !
Добрый вечер, дорогие друзья ( я прощаюсь со слушателями из амбара ).


... А когда мы покидали поместье через огромные ворота - точная копия тех, что в Летнем Саду, - я пропустил свою спутницу вперёд, чтобы потом посмотреть ещё и по сторонам, и увидал на установленной рядом по чьей-то шальной прихоти деревенской лавочке усаживающихся прохожих: девочку-подростка и, видимо, её старшую сестрицу с восхитительной фигуркой. А уже протягивая свободную руку к дверце своего Рено Клио, услыхал за своей спиной:
( следует сенсационная история Эсперо - ... Блошиного Короля ?.. - на Эсперанто- русском. )

И вот её русская часть:

- ...Эсперо ? Я знаю его. ( Я приподнял брови: что-то не припомню...)
- Лично ?!
- Конечно !
- Ты шутишь !
- Вовсе нет. Зачем ?
- Ну хорошо. Оставим это.
- Честное слово ! Почему ты не веришь мне ?
- Поклянись !
- Пожалуйста. Клянусь, что я говорю чистую правду.
- Нет, нет, нет... как-нибудь по-другому. Сильнее.
- Клянусь, что если я не говорю правду, то пусть меня возьмут 1000 и 1
дьявол !
- Фу... Совсем не страшно...
- Хорошо. Клянусь своей красотой !
- Ах, ах, ах !!! Сейчас же расскажи мне о нём !
- Ну так, садись и слушай. Однажды... Только закрой свой рот...
- Но ты насмехаешься надо мной. Я сейчас заплачу.
- Все знают, что ты плаксуля. Не будь капризной.

Итак, я рассказываю серьёзно.
Однажды купила я за 13 рублей антиблошиный порошок для своих
любимых кошечки и её семерых котят...
- Но ты насмеха...
- Молчать! Не мешай мне ! И что же я вижу ? Прилагаются "Микро-
Мини Эсперанто-Блохи" от Эсперо ! И только вообрази себе - с его фото !
- Не правдоподобно...
- Да и я подумала: невероятно. Но что же я читаю: " Эсперо-Блошиный
Король !"
Спрашиваю продавщицу. Точно ! Обнаруживается, что он получил это
высокознатное имя не просто так - за своих эсперантских "Блох", - но
по совсем другому, и очень, очень деликатному поводу...

- Ну-ну, и "что же за дело при Эсперо" ?
- Какая связь с Эсперо ? Главный босс фирмы, этого "Антиблохина",
не просто шеф, а директриса ! Миллионерша и красавица !
И её - не кличка - а очень высокознатное имя - Королева Блох !
И так уж случилось, что она по-уши влюбилась в него. И они
поженились. Свадьба была на прошлой неделе. И...

Но почему ты расплакалась ? Что случилось ?!!
- И... и... и ты была их сва... сва... свахой ? Но я хотела бы быть
невестой Эспе-е-еро !..
- Ну-ну, я пошутила, моя маленькая глупышка...
- Правда ?! Так это сплетня ?!
- Дa !!
- Или неправда ?!
- JES !!! - ДА !!!

И окончание см.выше, где я забегал вперёд:
...Уезжали мы так же, вдвоём: я согласился подвезти дочку одного из садовников, хотя она и жила совсем в другой стороне от меня.
А подъезжая к своему скромному дому с Мезонином, я почувствовал,
как душу мою овевает теплом. От ворот Мезонин понравился и моей спутнице. Но это уже неинтересно...

Конец.

*******************************************************

См. на сайте Эсперо - его же 64-х стр. юмористический триллер "Однажды в пятницу 13-ого..." !

*******************************************************

2. Твой автомобиль...
----------------------------------------------

По-настоящему Твой автомобиль - это тот, в котором ты мчишься,
преодолев какой-то для самого себя барьер скорости.
Не обязательно рекордной.
Я часто езжу "чужими машинами". И в эти минуты даже не
помню своего 4-х-колёсного друга.
Он для меня и не роскошь, разумеется, вообще,
и не средство передвижения только, но даже и не собственность,
которой я дорожу больше всего.
Только за чертой того самого предела, я начинаю воспринимать его
как Н!Е!Ч!Т!О! А здесь уже неважно, чьей машиной ты управляешь.
Наверное, пилотам также странно смотреть на стоящий на земле
свой самолёт. Который зачастую и не их вовсе.
Наверное, им даже немного стыдно, что их машина не в воздухе.
Когда в эту связь с "мотором" вмешивается техническая обыденность,
составляющая для многих других особую прелесть, я
наоборот скисаю.
Видимо, в моей сути нет места для железного "мотора", как нет его в
птице, бегущем олене, плывущем впереди катера дельфине...
Но как и всякая птица, чистящая свои перья, или скакун. заходящий
в своё стойло, я вынужден проводить время в гараже и копаться в недрах
своего "двигателя". При этом я часто мурлычу: -" Чому я нэ
сокил, чому нэ литаю ?.."
А что же ещё мне остаётся ?.. Птице без крыльев, двуногому скакуну,
"ихтиандру" без жабр...

Авто: 2007 - Их было 13...
"Право называться «Лучшей в мире драйверской машиной» будут оспаривать: Audi RS4, Audi S6, BMW 335i, BMW M / Z4 M Coupe / Roadster, Ferrari 599 GTB, Jaguar XKR, Mazda 3 MPS, Porsche 911 GT3, Porsche 911 Turbo, Renault Clio, Renault Sport. Тройку финалистов в этой категории также назовут 8 марта...

Возьмём, к примеру, Феррари и именно 599. Я на пути из Реджо-ди-Калабрия в Беллинцоне. Несусь на этой машине с огpомной скоpостью, наслаждаясь мощью двигателя. Вдpуг вижу табличку: "Сбавь скоpость - 50 км". Думаю: "Можно ведь было пpосто установить соответствующий запpещающий знак. А pаз они этого не сделали, значит, тут что-то сеpьёзное и скоpость действительно надо сбавить". Сбавляю скоpость до 50 км/ч - и чеpез некотоpое вpемя вижу ещё одну табличку: "Сбавь скоpость - 20 км". Я и на этот pаз сбавляю скоpость до 20 км/ч, хоть и с большой неохотой. Чеpез полчаса - опять табличка: "Сбавь скоpость 10 км". Пpоклиная всё на свете, я замедляюсь до 10 км/ч. А ещё чеpез час (!) я вижу такую вывеску: "Добpо пожаловать в пpидоpожный pестоpан "Сбавь скоpость!".
Уже сидя в этом проклятом ресторане, где я им назло заказал манную кашу, которую они так и не смогли приготовить, откупившись от меня
тельячими медальонами, равиоли - небольшими квадратными пельменями, которые подают в томатном соусе и в тёртом сыре
( пармезан мне завернули с собой )- я понял, что со мной просто приключился анекдот... Ещё и хорошо, что бесплатный.

В 911 Porsche между Петербургом и столицей я едва не таранил сзади на чудовищной скорости Mercedes-Benz S 600 Guard Pullman, в один и тот же миг заметив у него за задним стеклом генеральскую фуражку, а на трассе скучающего ГАИшника с радаром, уже вялым жестом поднимающего свою палку, но тут же кидающегося наперерез.
Мерс резко тормозит. Я тоже. А высовываясь из окна, уже открываю рот для комментариев, и отнюдь не на Эсперанто, но вижу, как без слов опускается стекло Мерса и оттуда летит портмоне.
Гаец поднимает, открывает - почти у меня под носом - а там !.. В одном отделении баксы-баксы-баксы ворохом, во втором тысячные купюры и стогом ! На лице Гаеца выскакивает табло - ПОПЁРЛО! Тут он третье отделение открывает, и вытаскивает удостоверение генерала милиции. ГАИшник вытягивается по стойке смирно и, протягивая портмоне обратно, говорит: "Разрешите доложить, товарищ генерал !"
И что я слышу: "Вот вот, сынок, доложи, только не перепутай, куда баксы класть, а куда рубли". Гаец долго не копался, а когда мы одновременно тронулись, отдал честь Мерсу, а моему Порше ещё и со
щелчком каблуками. С тех пор я всегда стараюсь на скорости пристраиваться в хвосте к солидной фуражкой сзади, на манер генеральской свиты, и самочувствие моё при этом в точности как у адъютанта его превосходительства.

А вот Рено Клио мне никогда не забыть. Мартовское утро. Я в жуткой спешке. А в Париже зарядил дождь. До начала моей лекции, посвящённой 120-летию Эсперанто, для членов Совета Директоров и работников техслужб Кабаре Мулен Руж, остаётся 3 минуты.
Я решаю проигнорировать один-другой красный свет светофора, и наконец, юзом торможу с пронзительным визгом, и обдав фонтаном из лужи яркую и далеко не целомудреннуй афишу, перед фешенебельным входом на Пигаль. На бегу слышу, меня окликает на Эсперанто импозантный швейцар и спрашивает:
- Ты чего трусы не надел?
- Откуда ты знаешь?
- Потому что и брюки забыл надеть...

В самом центре Москвы я резво трогаюсь на зелёный свет светофора. Мой Jaguar XKR уже собрал приличную толпу на перекрёстке, так как заворожённые зрелищем Ягуара пешеходы остались стоять по обе стороны зебры. Ну так я и решил по-быстрее убраться. Вдруг с обеих сторон мне наперерез мчат две Audi: RS4 и S6.
В одной, судя по мимике, явно уже начинает выражаться Стоянов, в другой выразительно топорщит усы Олейников.
Мы втроём почти столкнулись в центре перекрёстка. Как из-под асфальта, меж носов наших машин возникает ГАИшник.
- 100 рублей, - прочитал я в глазах С-ва.
- 300, - ответил взглядом гаишник. - Нарушаем! - добавил он строго и вслух.
- Никак нет! - бодро откликнулся О-ов.
- Нарушаем, - повторил ещё строже гаишник. И в его взгляде уже читалось: "200".-
- Никак нет, - ответил уже я, протягивая 150 рублей. - В следующий раз оштрафую, - проворчал гаишник почему-то только в мой адрес, пряча деньги.
Раза три я наведывался в Городок, не стесняясь ни неудобными крюками, ни нехваткой времени, но должок и по сей день не взыщу.
Когда я звоню в дверь квартиры Стоянова, мне вместо него открывает Модест, и как только он начинает стучать в грудь и материться на Эсперанто - чего совершенно не выносит мой слух - я сам сбегаю.
Когда же мне удаётся достучаться в квартиру Олейникова, мне открывает его сын и очень вежливо сообщает, что папа как раз только что ушёл. На мой вопрос, не догоню ли я его, он заверяет, что "всенепременно", вот только он отвяжет Добермана.
Доберману ни разу не удалось догнать меня. А мне Олейникова.

Так стоит ли удивляться, что «Лучшей в мире драйверской машиной»
объявлена с большой помпой та, за рулём которой сижу я.

***********************************************************************************

3. Стена Ритмия ?.. стеноритмия...
----------------------------------------------------------

" ... Не успела отсверкать молния, как я уже возвёл в 13 степень
возраст Жозефины, умножил количество её зубов, заблиставших в улыбке,
на собственный возраст, отнял число луидоров, звеневших
в кармане всё ещё шевелящегося негодяя, и, сделав последнее
титаническое даже для моего недюжинного ума усилие, прибавил
количество позвонков в шее самого высокого из когда либо виданных мною жирафов... "
( отрывок из триллера на Эсперанто,
над коим я корплю уже битую неделю.
Название: "Грозовый пересчёт" )

Стеноритмия. Быстрый счёт. Быстрее. Ещё быстрее ! Вот так, в самый
раз ! И я отбросил свой пустой кошелёк... Но если не считать деньги в
своём кошельке, а только в сейфах пары-другой не самых убогих
олигархов, то приёмы Стеноритмии могут сослужить вам службицу, не
службу...
Служба, Счётчик, всё впереди.
Когда вы поднатужитесь, играючи перекинуться в "капитал Билла"...
Итак, Счётчик - позвольте мне вас так фамильярно называть - ,
приступим:

1. Разминка.

Умножение многозначных чисел на 9.

Ага ! Вы-таки умели: умножали любое число из чёрт-те скольких знаков на 10,
затем из результата вычитали само это число, т. е. -
576 х 9 = 576 х 10 -- 576 = 5760 -- 576 = 5184. На бумажке...
Не рассчитывайте, что я поглажу вас по темени. Вы же Счётчик !
А мы пользуемся совсем другими приёмами, главным из которых
является слегка прищуренный взгляд в пространство.
Закиньте карандаш куда по-дальше через левое плечо, раз.
Ни клочка бумажки в поле зрения на все 360 градусов, два.
(примечание: рулон туалетной - не помеха)
Держите прищур, ТРИ ! Засекайте молнию !

а) число десятков выбранного вами числа(множимого, т.е. которое
умножаем) увеличиваем на 1.
десятки 576 - это 57, 57 + 1 = 58
б) и вычитаем из вашего числа, этого 586
576 - 58 = 518 ( СОГЛАСИТЕСЬ: легче, чем от 5760 - 576, как
в первый раз ! Мы же считаем в уме ! ) Закончим же...
с) к результату приписываем(!) дололнение единиц нашего числа до 10.
в 576 - единицы - 6, а до 10 им надо - 10 -- 6 = 4
наш результат 518, приписываем к нему 4 = 5184 Всё !

* * * Тренинг: Молнию в студию !

751 х 9 ; 75 + 1 = 76 ; 751 - 76 = 675 ; 1 до 10 надо - 9 ; к 675 припис 9 =
= 6759 А молния ещё сверка... нет, как раз потухла...

2. Гром и молнию - в студию ! (нам шум - не помеха)

Возведение числа, близкого к 50, в квадрат.

13789 - не так уж далеко от 50-и, и сию же секунду мы... Что ?
Говорите громче ! Такой гром ! Что ? Вам захотелось по-маленькому ?
Ну-ну, я пошутил. Давайте быстренько 59 в квадрат, и пойдёте по своим делам:

а) из нашего числа 59 отнимаем 25 ; 59 - 25 = 34 Это будут сотни потом.
б) возьмите дополнение до 50-и нашего числа 59; 50 - 59 = -- 9
в) Какая прелесть ! В квадрат-то надо возводить только (--9 ) = 81
г) приписать(!) к первому результату второй: 34...81 = 3481 Всё !

Ну, не детские ли игры ?! Громоздкие числа отдыхают в стороне,
вы держите в одном глазу ( не загромождайте ум ) смешное числецо,
в другом глазу ( можно и в ухе )- ещё одну смешинку, наконец, что-то
там считаете, как в первом классе, и - милое дело !- приписываете
одно к другому. Всё !

ГРОМ И МОЛНИИ ! ЕСЛИ БЫ Я УЖЕ НЕ БЫЛ ВЛЮБЛЁН В ЭСПЕРАНТО,
то втрескался бы в Стену Ритмию, то бишь по-уши, да в стеноритмию-
-быстросчёт !


( * А в леденящем кровь отрывке из моего "Грозового пересчёта" на Эсперанто -
- проверьте меня, пожалуйста, - такой расклад:

Я - самокритичен, а потому не постеснялся назвать себя
25-летним негодяем; в кармане у меня звенели ровно 100 луидоров;
и чего бы мне не шевелиться, а? ; Жозефине - моей внебрачной малютке
завтра стукнет 1 годик; возвести 1 в 13-ую степень оказалось самым сложным во всём романе;

мы подошли в воробьиную ночь - в грозу без грома и лишь с отдалёнными зарницами молний - к окну; я успел заметить во рту малышки 4 зубика;

в кунсткамере Северной столицы, попросту- Петербурга, я видывал самого
огромного ископаемого жирафозавра, до того, как его съела моль, оставив
обглоданными ровным счётом 7 (что вы прекрасно и без меня знали)
шейных позвонков.
Итог: 8. Фанфары - в студию ! )

И ещё несколько приёмов Стеноритмии- Быстросчёта !

Умножение двузначных чисел на 99.
--------------------------------------------------------------------


Кто не умеет ?! Умножил на 100, да и отнял само это число. Экая невидаль !
Так-то так, да не совсем... Отнять двузначное число от нескольких даже сот и В УМЕ - вовсе не так уж и легко, когда надо удерживать в уме и результат умножения на 100.
А вот, что предлагает Стеноритмия:

* Надо умножить 64, скажем, на 99.

По обычному:

1) 64х100=6400 (держи в уме тыщи...)

2) ну пусть не из 6400, а из( для удобства ) 400 - 64= 336

3) и что там у нас в уме ? 6 тыщ и... вот эти 336
Итого: 6336.

Волшебница Стеноритмия- Быстросчёт и здесь уже давно управилась.
Ещё бы !

1) Даже и не считая ничего, берём не само число 64, а предыдущее- 63.
Пока что и нечего хранить в голове.

2) к нему приписываем ( ! - при-пи-сы-ва-ем, а не "считаем" ), правда, тут же подсчитанное простое: из 100 минус 64=36 , т.е. дополнение 64-ёх до ста.

Когда знаешь, что это за штука - "дополнение числа до"... ста, например, то и не считая, как-то само-собой получаешь это дополнение. Раз- и готово.

Так что там мы приписали к 63-ём ? Ага, 36 ! И получилось: 6336 !

Согласись, только один раз вычитали из 100 двузначное число !
Но ничего не держали в голове, забыли о "тыщах".
В самый раз для счёта в уме и быстрого при этом !

Умножение двух чисел между 10 и 20.
------------------------------------------------------------------------


Сказать легко. Умножить на бумажке не сложно. В столбик...

Например, 14х18... А в уме, в уме ! И быстро !! Ага !!!

Зовём тётушку Стену ( значит "быстрая": быстрая запись- стенография, быстрый счёт- стеноритмия ).

1) к любому из этих 2-ух чисел прибавляем единицы второго. В уме это всё равно, что улыбнуться про себя.
Например: 18+4=22

2) Эти 22 умножаем на 10. В уме- как посмеяться про себя ! = 220

3) Перемножаем единицы тех 2-ух чисел. Вот это работёнка !
8х4=32 Вытираем пот со лба и др. частей тела.

4) Складываем эти 32 с предывущими 220 = 252 Правда, это уже настоящее дело... Но ! Одно единственное несложное для " в уме" сложение ВМЕСТО УМНОЖЕНИЯ В СТОЛБИК !

Потренируйся на других числах и до автоматизма. И будешь просто фокусником !

*************************

Тётушка Стена ( СтЕна ! ) подсказывает, что надо чаще подключать к быстросчёту свою ДОГАДКУ !

Смотри: надо разделить 435 на 15. Опять бумага, карандаш, "в столбик"...

Тут мелькнула догадка: А что если оба числа умножить на 2, округлив до нуля в единицах, а там сократив,- да и делить себе малое число на совсем уж маленькое...

435х2=870 , а 15х2=30 После сокращения ( всё- в уме ! ): уже 87 надо делить на... 3 ! А это сбегаем спросим у знакомого первоклассника.
Он говорит: = 29 Поверим ему ?

Вот так В УМЕ, БЫСТРО, НЕ НАПРЯГАЯСЬ, мы поделили 435 на 15 !

И это метод ! приём !! Применяй его и в других случаях !!!

Успехов !


* * *

******************************************************************************************************

4. А-А-Й-Й-Й !..
--------------------------------

Куда ты идешь, сигирийя,
подвластная ритмам диким?
Хочешь, луна сорвет
боли твоей гвоздику?
(О, небо земное,
манящее глубиною)

Ф.Г.Лорка “Шаг сигирийи”


- Оле !.. - доносится откуда-то из недр земли вместе с гитарным рокотом...
Я стою на пороге таверны, вход в которую обрушивается
по крутым каменным ступенчатым склонам, под почти полукруглым
сводом, как в туннеле, до яркого пятна пола на дне,
застилаемого мятущимися тенями...
Я ни разу ещё не уходил туда, в глубину. И никогда не войду туда...
Там - Она... Жаркие ночи, жаркие звёзды, жаркие ласки...
Это всё Она... - Не ходи туда, - сказала она в последний вечер, -
никогда не ходи...
И я всегда только прохожу мимо... И я всегда помню, что там кроме Неё,
кроме гитар, подстерегает меня смерть... Я видел их ножи...
Дни я провожу в соседнем городке... В ожидании, когда смогу уйти
под другие звёзды, без Неё, а потому холодные и снова таинственные...
Любовь играет со звёздами, и согревает их...
Как только сгущается мрак, я беру машину, всякий раз другую...
И оставляю её в двух кварталах отсюда... А Она догадывается, что я здесь...
Она всегда чувствовала, когда я был уже близко...
И около полуночи, я стараюсь быть на месте... Или хотя бы проходить мимо...
Потому что меня часто заставляют уходить то в одну, то в другую сторону
поднимающиеся оттуда или направляющиеся туда...
И тогда до меня доходят звуки сигирийи и оглушают сердце... A-a-й-й !..
Стрела Любви сломалась о Звезду...
И меня неодолимо влечёт к Ней, туда, вглубь, и ещё глубже, всё глубже, в Неё...
Но я не хотел Ей зла, а смерти при Ней я не боялся...
Но эта сигирийя... Когда в неусловленный миг я не услышу её, я буду
знать, что Она забыла меня...
О, сигирийя ! Сигирийя гитана ! "...необыкновенная, совершенная поэма слёз.
В ней плачет мелодия, и плачут стихи... Ритм 3\8 и 3\4, или
3\4 и 6\8... Он закреплён цыганами, ковавшими медь на наковальнях.
Но и до прихода их сюда, в Испанию, чуть ли не с календарной точностью
даты ( по Барселого - 11 июня 1447-ого ), он уже был, был здесь
этот переменчивый ритм. И он выполняется неукоснительно".
Не качающийся и менее определённый, как вот у этого гитариста, там,
ближе к центру земли, ближе к звёздам на другой её стороне,
ближе к Ней...
Сигирийя... тяжёлая - о, как тяжело !.. чувственная - о, какая истома в
душе !.. строгая - о, как строга судьба ко мне ! Родная сестра сигирийи
- плайера - плачь. Но в сигирийи больше того, что сейчас в моём
сердце вместе с ней: жестокости и безнадёжности, любви и отчаяния...
И освобождения...
Но вот гитарист завершает сигирийю неожиданно быстрым булерияс...
И я бегу от этого кощунства... Я слыхал старых гитаристов, уверявших,
что они помнят, как играли сигирийю, как пели
её Эль Филльо, Сильверио, Томас эль Нитро, Мануэль Торре...
И на обратном пути я плачу, плачу по сигирийе, по сигирийе гитана,
по ушедшей от меня в звёзды Моей Цыганке...

И в продолжение цикла "Моё Фламенко":


Мой цикл Фламенко.
Посвящён моим самым любимым его формам: Сигирийя (выше), Булериас, Солеарес, Тарантас... По событиям из моего Дневника...

* * * * * * *

Эллипс крика
пронзает навылет
молчание гор,
и в лиловой ночи,
над земными купами рощ
вспыхивает чёрной радугой он.
А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-ай!

(Ф.Г.Лорка "Крик")

Фламенко... Кантэ Хондо... Глубинное Пение...
Пение для голоса, для тела, для гитары... Для сердца и для души...


"Cante Jondo действительно глубинное. Глубже, чем все колодцы и все моря мира, много глубже, чем то сердце, которое его творит, и голос, который его поет, ибо оно почти бездонно.
Оно идет от далёких племен, пересекая кладбища лет и листопады увядших ветров. Оно идет от первого плача и от первого поцелуя..."
(Ф.Г. Лорка. "Канте хондо").

От последнего поцелуя...


Ничего не имею против Булериас. Только не после Сигирийи, рвущей душу. Я- не изысканный педант, требующий Сигирийю только в 3 часа ночи, а полночь уступающий лишь Фанданго.

Если на то пошло, то этот Весёлый Сайт- Дом совершенно в стиле Булериас, а если и не совершенно, то пытается тягаться с этой весёлой и юмористичной, феерически живой и быстрой, изменённой ещё когда цыганами Хереса мажорной версией жизнерадостной Алегриас.

Алегриас и значит веселье ! А Булериас перекликается с "бурлериас",
что уж просто означает "насмехаться"...

Посмотреть на танец Алегриас стоит в маленькой таверне или прямо на улице в цыганском квартале Кадиса. А Булериас труднее и виртуознее своей вдохновительницы Алегриас.

И кто бы мог подумать, что глубинные нервы праздничной Алегриас в древних меланхолических Солеарес, этих ангелах плача и одиночества... Вот она- физиология Глубинного Пения, Кантэ Хондо...
Мажорно ответвившись от них, но сохранив свои корни, Алегриас стала фантастичной частью Булериас, великой Игрой фламенко, фавориткой Фиестас и визитной карточкой цыган- виртуозов, творящих из неё невообразимо сложные и трудные по форме искрометные номера.

С феерическим блеском сыграть Булериас под силу только смуглому дикарю из Севильи или Триана, Хереса или Пуэрто Реаль, не говоря уже о Кадисе, откуда и пришёл он на мадридскую Площадь Матадоров...

Я говорю о Диего эль Кадис ( имя заменено ).

В полдень, ровно 8 лет назад, здесь, под аккомпанемент её дерзкого звонкого смеха, в самой гуще весёлой праздничной толпы, - он вонзил ей в сердце нож, не снеся насмешки целованных губ...

И три месяца, как он уже на свободе. И каждую ночь, ровно в полночь, и точно на том же роковом месте, - он, не замедляя шага, роняет одинокую красную розу...
Спина его всегда при этом прямая, но кто-то подсмотрел однажды в свете фонарей, как она содрогалась...
А смех продолжал звучать в эти мгновения. То вблизи, то в другом конце пустынной площади. Чужой смех...

Я узнал об этой истории только на третий раз. А два раза становился предметом насмешливых шуток двух своих непутёвых друзей, близко к полуночи проводивших меня через это место и затевавших со мной серьёзное пари на то, что через десяток шагов мы повернём обратно - на почти пустой площади- и вот точно на этом месте найдём красную розу. И дважды я проигрывал пари, но розы поднять мне не разрешали. И даже останавливаться рядом с ней мне тоже не позволили...

Но рассказали эту историю Кровавой Насмешки, историю Красной Булериас...

И однажды мне показали его, самого старшего среди нас и весёлого парня в таверне, с печальными глазами вечного узника Роковой Ошибки...

И я, бесшабашный, опираясь на авторитет друзей, отважился попросить его спеть прежде никогда не слыханные мною Карцеллерас, андалузские тюремные заунывные песни- послания на волю, полные оплакивания своей доли и жалоб на судьбу, неизбывной тоски одиночества в камере, за железными прутьями решётки, наедине со своей раненной и сожалеющей совестью...

И я познал самого старшего среди нас и трагичного парня в той таверне... Единственного среди нас ведавшего муки помрачённого рассудка, не сладившего с гордостью и гневом...

С тех пор, глядя даже на руки иезуитски мистического Пако ле Лусиа в завораживающе пламенном клубке со струнами в Булериас, я слышал рыдающую виолончель Варлига на одном Костре с гитарой...

Слепая Любовь и Слепое Безумье... Любовь и Тюрьма... Смех и Смерть... В них есть нечто схожее...

А когда я слышу колокола Кадиса, мне хочется спросить, по ком они... смеются... Фантастическая Булериас... Красный Смех...

( Эсперо )

Bruxa, песня о гордой испанке...


Припев:
Ветер, ты ль принёс
Розу в этот сад?
Дождь стихов и слёз
И холодный взгляд?

Много ли о жизни знаешь ты?
Много ли сказать мне можешь ты?
Так безжалостно ломаешь ты
Первые цветы…

Взгляд не прячь свой за ресницами,
Ветер не зови.
Я усну, и пусть приснится мне
Танец любви.

Пусть приснится мне Испания

В светлом огне.
Не буди воспоминания
В сердце о весне.

Припев:
Ветер, ты ль принёс
Розу в этот сад?
Дождь стихов и слёз
И холодный взгляд?

Пусть цветы сгорают ранние
В страсти огня.
Скольких ты презреньем ранила,
Кроме меня?

Я создам тебе чудесное,
Пропаду в тиши.
Жизнь потом заплачет песнями
Раненой души.

Припев:
Ветер, ты ль принёс
Розу в этот сад?
Дождь стихов и слёз
И холодный взгляд?

Страсть, как много в жизни значишь ты –
Радость и грусть.
Если обо мне заплачешь ты,
Я не обернусь.

Вспомню лишь мечты чудесные
После беды.
О тебе заплачу песнями
В свете звезды.

Припев:
Ветер, ты ль принёс
Розу в этот сад?
Дождь стихов и слёз
И холодный взгляд?

Но вспомню я рассказы грустные,
Свет звезды, и в нём тебя одну…
Всё же я опять вернусь к тебе,
Как в свою весну…

( Ксения Гриневская,
ttp://www.svistok.ru/users/grinevskaya/Flamenco/ )

* * * * * * *

Иду, как будто арестант:
позади идёт моя тень,
впереди мои размышления...

Никто не вспомнит обо мне,
и даже камни, по которым я ступаю,
наполняются жалостью ко мне...

( Солеарес )

Одна...
Сквозь стекло
тускло светит луна.
Одна...
На ладони
кусочек льда.
Да, одна
я сижу
в темноте у окна.
Куда смотрю?
Вдаль, никуда.
А зачем?
Никому
не понять меня.
На "ты"
с одиночеством я.
Одна я, всегда одна…

( Аморейя, Россия- Солеа... ttp://amorella.narod.ru/solea.htm )

Свет Одиночества...


Матерь Фламенко, прекрасная поэма Гитары- Солеарес, Солеа...

Уже несколько веков Она в дружной памяти сыновей своих, на время оставленная ими в резвом беге жизни. Но они возвращаются и возвращаются к ней, живущей в одиночестве...

Нет равной Ей во всём фламенко по глубине чувства и мудрости.

Разве ТарАнтас, ушедшая глубоко под землю, где тухнет свеча и слепнет душою шахтёр Картахены, с отверзтыми в первобытный мрак ужаса глазами...

Солеарес самая серьёзная форма фламенко, самая глубинная, самая
древняя, не считая Каньяс и Полас, смыкающихся с Сигирийей.
Величавая, как Одинокая- без своего Короля- Королева, но светлая нравом,- как Одинокое Солнце, на другой стороне ночного полушария...

Почти молитвенная, таинственная и притягательная, как... истинное одиночество, когда весь дневной мир вмещается в кулак сердца, а ночи заполняются целомудренным томлением... В тихие ночи...

Слёзный бриллиант тихого рыдания...

Уносит ветер во тьму
те слёзы,
те мои слёзы,
что не нужны никому...
( Антонио Мочадо )

В тревожную ночь, когда только крошечная стальная площадка под ногами, да холодные, мокрые поручни, мёртвой хваткой зажатые в окоченевших ладонях,- трудно разделить так далеко отодвинувшуюся землю, так близко приблизившееся беснующееся небо и неиствующее кругом море...

И этот рёв ветра, и достающая до туч громада седых во мраке вод !..

Я- на высоте 19 этажа, на самой верхотуре Галисийского Маяка Торре де Геркулес, на самом краю света- и ввысь, и вдаль от горячей Андалусии: от неё- на другом "полюсе" Иберийского полуострова,- в этой самой точке, где я уже во второй раз.

Я специально привёз сюда, в А- Корунья, не бывавших здесь прежде трёх цыган- друзей: кантаора Сильверио, байляора Антонио и катаора- гитариста Мануэля из Аркос- де- ля- Фронтера, а это значит, что с нами была и Она- Гитара.

Я узнал заранее по телефону, что нас ожидает в эту Ночь Хаоса...

Но передать словами, как были возбуждены перед грозным ликом стихии мои молодые спутники,- не выполнимая задача.
Я даже в какой-то момент стал опасаться за их рассудок. Впрочем, то же самое они подозревали и за мной. о чём простодушно и поведали мне позже.
Хозяин и смотритель маяка чуть не силой заставил нас спуститься.

Ужин в малолюдной компании у тёплого очага и с вином ( не пил один я ) продолжился бешенным, прямо-таки экстатическим вечером фламенко, продлившимся далеко за полночь...

И под завывание непогоды за стенами- гортанное пение Сильверио с необыкновенно одухотворённым лицом, героические позы танцовщика, будто бросающего вызов самому бушующему океану, и чарующе-рыдающие в Солеарес расгеадо гитариста, казалось, забывшего весь мир вокруг, да и всех нас, присутствующих, горящие глаза,- всё вместе никак не складывалось во мне в образ Одиночества...

Даже при воспоминании об утлых судёнышках, застигнутых штормом где-то там, в безбрежном океане, или чему-то таинственно и горько про себя улыбающейся, рядом со мной, Аники, потерявшей год назад любимого мужа, где-то в этих местах, но в стороне от берега,- я не мог схватить эту ноту Одиночества, пока... пока !.. Пока не вспомнил об одиноком огне там, на самом верху:

Уносит ветер во тьму
мои лучи,
те мои лучи,
что, возможно, спасут кому-нибудь жизнь...

( Эсперо )

* * * * * * *

Начинается плач гитары,
Разбивается чаша утра.
Начинается плач гитары.
О, не жди от нее молчанья...

Синий мрак...


Испанская сестра заокеанской Золотой Лихорадки- Картахенская Горняцкая Погоня за лучшей долей- обернулась трагедией и излилась из-под земли стоном Тарантас, надрывным вздохом отчаяния.

Но чудное дело, несмотря на атмосферу лишений, изнурительного труда, бедности и безнадёжности,- сохранила гордую, величественную красоту, пусть и нестройную, но богатую экспрессию, волнующую до страдания, и даже испуга, как может испугать только извечный мрак, от которого мир изошёл уже так далеко...

Сначала тяжёлые мысли, стон и содрогание души, горестные, суровые жалобы и вдруг- последний вопль смертельного ужаса на пороге жизни и лицом к смерти, как первый крик новорожденного, но только навстречу жизни...

Трагический гимн Смерти и Бессмертия !..

Оживить меня и излечить от этих впечатлений может лишь мужественная Фаррука- самая близкая русской мелодике, чудодейственный бальзам для русской именно души, живительными волнами омывающий её...

Не в чёрном и пыльном, удушливом подземелье, а в ослепительных брызгах солнечных искр, дробящихся в ледяных гранях, в холодной синеве первобытных вод и неба,- он молча взывал к Остановившемуся Времени, которое единственно могло, беги Оно со скоростью года в мгновение, - растопить его оковы, опустить его на волну, бегущую к спасительному берегу жизни...

Мой незабвенный друг, погибший в бездонной расщелине айсберга у берегов Гренландии, но навсегда оставшийся для меня живым и борющимся до конца... в звуках Тарантас.

( Эсперо )

... Не проси ж у неё молчанья!
Неустанно гитара плачет,
как вода по каналам - плачет,
как ветра над снегами - плачет,
не моли её о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,

так песок раскалённый плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
по угрозой змеиного жала.

О гитара, бедная жертва
пяти проворных кинжалов!

( Ф.Г. Лорка, "Гитара" )

* * * * * * *

На перекрестке
в форме овала -
шесть гибких девушек
танцевало.
Три из плоти,
три из металла.
Вчерашние сны их ищут,
но держит их в крепких объятьях
Полифем золотой -
Гитара!

( Федерико Гарсиа Лоркa "Загадка о гитаре":

"овал"- форма гитары, 6 её струн ( 3 - из жил ),
Полифем- мифич. циклоп ( ! - зияющая круглая розетка корпуса гитары ), сын Посейдона и нимфы Тоосы, дочери морского божества; пожравший... 6 спутников Одиссея, ослеплённый им...
По др. мифам: мирный пастух, над безобразием которого смеются девицы, и который тщетно ухаживает за нимфой Галатеей,
горюя о недостижимой любви, и пытаясь излечить сердечные раны... музыкой... *см. о Полифеме в Мезонине ).

******************************************************************************************************

5. Скахография: "Эсперанто", рисунок, ш. доска, ш. фигура, 1.5 миллиардов $.
----------------------------------------------------------------------------------------------------

В сибирском леспромхозе им. Ермака, что на правом берегу у самых
Енисейских Порогов, бригада рабочих лесопилки, как раз на 3-ей неделе
после начала занятий в кружке Эсперанто, вслед своим детям,
в школах которых ввели в 3-ем классе Эсперанто-игры с 1 сентября,-
перевыполнила план по распилу корабельной сосны на шахматные
доски.

Это достижение имело далеко идущие последствия: известная в
чёрно-белом мире Непризнанная Королева "Дэ-один" ("d1") и эсперантистка
венгерка Полгар, обыгрывающая всех гроссмейстеров мужеского полу,
применив забытую идею в теме Вюрцбурга-Плахутты великого родителя Лолиты, бабочника и шахматного композитора Вл. Набокова, состряпала
шахматную задачу из 13 фигур и, именно, на доске с берегов Енисея.

Все эти фигуры, из заворожившей весь мир задачи, составляют на доске
рисунок в виде " Эсперанто", т.е. Эсперанто !

Подобного рода изобразительные шахматные композиции относятся
к искусству Скахографии. Шахматные фигурки на доске образуют в задачной позиции какой-либо рисунок, либо букву, а то и не одну.

Или в исходной позиции, или в конечной, как в знаменитой
"Железной Клетке Тамерлана" Яниша. А то и в динамике. Да-да, в процессе
перемещения фигур буквы меняются ! Составляя, например,
чьи-то - часто того, кому посвящена задача, - трёхбуквенные инициалы !

Изюминка же этой "Эсперанто" - задачи в том, что доска оказалась с сучком в клетке без неизвестной белой фигуры, которая и должна поставить
мат на 13-ом ходу Чёрному королю.

Итак, надо угадать таинственную фигуру. Угадать на какую из 3-х
на сибирско-эсперантской доске клеток с сучками её поставить.
И останется в 13 ходов поставить мат черным.

Самым интригующим в этой взбудоражившей весь мир шахматной загадке
оказалось то, что ею заинтересовался
сам Б. Гейтс, давший клятвенное обещание,
что точно 26 июля 2007 года, в день 120-и - летия Эсперанто
выплатит решившему эту супер-задачу
по 120 миллионов долларов на каждую из занятых в исходной позиции клеток доски,
т.е. 120 милл. х 13 - составят почти полтора ( 1.5 ! ) миллиардов долларов !

Приз неслыханный в истории человечества со времён легендарного
индийского падишаха !!!


Я проходил Енисейские Пороги, щёлкал шахматные головоломки
и с 6-ю фигурами - это чаще труднее, чем даже с 8-ю или 13-ю в запутанных темах, - расправлялся шутя и не с миниатюрами до 7 ходов...

НО ! уловил за хвост Жар-птицу Догадки, смекав, что не в сучках и прочих задоринках секрет, а в Крыловской идее по имени "а ларчик просто
открывался", то бишь, в Эспе... Но я разболтался...

Я забросил все свои дела, в том числе и матримониальные, посвятив
всё время решению этой задачи, и кажется, уже близок к успеху...

Поэтому, извините, наспех подкину вам задачу на тему
Двойного Экцельсиора с маршем белой и чёрной пешек до полей их
превращений из скромных Золушек в Принцесс, и с чередованием
этих метаморфоз при дифференциации со стороны Чернушки.

Мат в 6 ходов.
Не пугайтесь. Всё прямо наоборот тому, что я уже вам
поведал выше: эта задача не из архитрудных, но как и история
Золушки очаровательна.

Особенно той, которая выскочит за обладателя
Фантастического Приза в 1.5 миллиардов...

Доска перед вами ?
Диаграмма: белыe Кр h2, C g5,K h4, пешки e2,f4 (5)
Kp g4, пешка c7 (2)
Мат в 6 ходов.

Некогда, лет этак 37-38, автор задачи Чепижный получил за неё на конкурсе
Похвальный отзыв. Теперь поставьте свой монитор вверх
ногами, дабы я мог набрать решение задачи, которое по возвращению
вашего монитора в нормальное положение должно оказаться для вас
вверх ногами, как это принято в загадках-отгадках.
Или же отвернитесь от зкрана, пока я набираю:

Диаграмма: 1. e4 c5 2-5.(со 2-ого по 5-ый ходы) e8K! (извиняюсь, что
Золушка обернулась Кобылой, но жизнь вообще полна превратностей)
....... 2-5. ............................................. с1Ф
6. Кf6 X. (Кобыла ещё и лягнула...)

5. е8Ф? с1К! (6.Фе2?)

2-я диаграмма: пешка с7-а7
1. е4 е5 2-5. е8Ф! (Вот вам ваша Золушка!) а1К(для поклонников чёрных женщин... облом)
6.Фе2Х.
5. е8К? а1Ф! (облом платежом красен!) (6. Кf6?)

Задача эта поучительна и в самом тривиальном плане: кто назовёт
женщин непредсказуемыми, а кто апплодирует Чехову, написавшему
обольстительной Лике Мизиновой, что в ней сидит "большой крокодил"...

Но я заболтался, прервав самого себя на обдумывании 12 хода
Эсперантской шахматной задачи на Приз Всех Времён и Народов...

И я продолжил, мурлыча "...и Ленский Офицером Туру берёт рассеянно сво..." !!! кажется, вышло !..
Эврика !!!
Вау !!!
Есть !!!
Йя-а-а !!!
Й-й-йе
-е-ессс...
... ах, ты, чёрт !.. я по рассеянности поставил мат не чёрным, а сам
себе, т.е. белым... Приходится начинать сначала...

*******************************************************************************************************

6. Разгадка ? Ой ли !..
-----------------------------------

Ну до чего же в мире всё перемешано ! Иной раз просто диву даёшься, обнаруживая связи там, где спасовала бы сама Принцесса Фантазия. Выходит правда: самый большой выдумщик - Его Величество Случай ! И как же он порою прихотливо всех нас опутывает...

(* следуют любопытные факты о Крыше Мира- Памире,
первом поезде Пекин- Тибет, японском бойце-актёре Голливуда и др. )

Япония.
День клонился к вечеру. Мы явно опаздывали к условному часу встречи. Хуже того, и время закрытия незаселённого домика неумолимо приближалось. Но почти 190 км от Токио...

Но вот мы и у подножия Ятугатаке- Горы Восьми Вершин.
Ещё км 8 по дороге на высоту в 2000 м в машине с откинутым, несмотря на
горную прохладу, верхом - но что за воздух !

И когда мы подъехали уже в сумерках к на вид невзрачному, но как-то по японски изящному и сдержанно освещённому двухэтажному домику с чуть ли не башенкой астрообсерватории сбоку, то удивились, увидев рядом с ними несколько припаркованных машин.

Я знал, что отсюда можно увидеть Фудзи-яму, но уже мешали сумерки и... навстречу раздавались приветственные голоса на японском и эсперанто.

Итак, нас ждали ! Мы в японском Эсперанто-Доме - Esperanto-Domo !

Мне уже доводилось бывать во Французском Эсперанто-Дворце, в
знаменательном по сочетанию Венском дворце Молланд с музеем Эсперанто и... глобусов - даже дважды ! Но там почти рядом с домом, а здесь, ну совсем другое дело !

Мы входим и поражаемся ещё пуще: нас встречают радостные оклики чуть ли не полутора десятков людей.

Среди них только несколько не говорят на эсперанто - видимо, сопровождающие тех, кто хотел посмотреть на русского эсперантиста и "чемпиона по дзиу-дзютсу", хотя я не только никогда не был чемпионом, но и участия в соревнованиях практически не принимал, занимаясь джиу-джитсу для себя.

Правда, в толпе японцев и в отсутствии борцов сумо я вполне мог сойти и за абсолютного чемпиона мира кряду по всем видам спорта.

А ещё гостеприимные хозяева не догадались поднять хотя бы на пол
метра потолки, от чего сами же были в неописуемом восторге.

Я попытался было разъяснить недоразумение по поводу моего титула, но превозобладали другие интересы...

Зелёный чай по-японски мне и по сей день непривычен...

Говорили о чём угодно, только не об эсперанто. Но разумеется, больше на нём.
Мне показали книги, изданные в Японии на эсперанто.
Многие я узнавал, но был приятно поражён увидев среди них не толстую и
явно не дорогую книжицу с несколькими рассказами Джеймса Хэрриота параллельно с текстами ещё и на японском и англ. и посвящённую... кошкам.
Хотя знаменитый йоркширский сельский ветеринар и остроумец практиковал всех: и собак, и попугайчиков, но в первую очередь овец, коров и быков, свиней и лошадей...

Видимо, я не слишком сдержанно выразил своё восхищение и зависть, потому что после некоторых приглушённых переговоров на японском, получил этот томик в подарок.

Расходились поздновато. Нас оставляли ночевать: в домике едва ли не с полтора десятка кроватей, не считая мест на полу. Но мы не возвращались в Токио, а до деревенского дома родителей моего спутника было даже ближе.

Расставались очень тепло. Настолько, что я позволил себе поднять каждого буквально до потолка, с тем, чтобы уже не нагибаясь облобызать каждого.

Тем более, что среди радушных хозяев оказались две юные и по-настоящему красивые особы, которых портило только то, что как раз они и не говорили на
эсперанто. Вряд ли Диснейленд слыхал столько восторженных визгов.

И вот я впервые гощу в настоящем деревенском яп. доме. Вся стена
в комнате моего друга заклеена фотографиями. Я узнаю среди фотокадров из американских уже забытых мною боевиков, только уже на любительских цветных фото и своего приятеля и хозяина за спиной, и героя тех самых фильмов, и ещё кое-кого, не зная их имён.

Вдоволь повеселившись зрелищем того, как я даже самые верхние и под потолком фото рассматриваю в стойке с полусогнутыми коленями
и подпирая потолок ухом склонённой набок и на самое плечо головы, мой приятель объяснил, что лично сына Брюса Ли он не знал, но с Кари-Хироюки и со своим двоюродным братом - вот третьим спева ! -
фотографировался в Америке...

Утром же, после почти бессонной ночи - я не привык спать в тесных комнатушках и всё время выходил в сад под звёздное небо - он вдруг и скажи мне:
- Ты же собираешься в Америку. Будешь в Нью-Йорке, позвони вот по этому телефону и уж как выйдет, но передай моему брату это письмецо...

И он протянул мне полуоткрытый листок бумаги, а я успел заметить, что письмо на эсперанто. Но спросил неожиданно для себя самого о другом:
- Всё будет в порядке ?

Осмотрительность не входит в число моих добродетелей, но тут я её-таки продемонстрировал и не в самой деликатной форме. Но он только кивнул и добавил с улыбкой:
- Его дочка знает эсперанто...

Перенесёмся в Америку. Дочку я не увидел. И её отца тоже...
Уже по телефону мне сказали, что его нет... нет вообще... Что с ним что-то приключилось...
Я отвёз письмо и на месте узнал, что он погиб, случайно сбитый автомобилем на одной из станций той самой железной дороги и в тот самый первый рейс "Тибетского Экспресса", в который он отправился корреспондентом от какой-то газеты...

Теперь ваша очередь сказать мне или просто в пространство: что это за клубок событий и их участников в нашей жизни ?
Кто запутывает его ? Или распутывает ?.. Случай ?.. Мы ли сами ?..

********************************************************************************************************

7. Глазами Джульетты...
---------------------------------------

Верона. На улице ещё светло. В ожидании оперного представления в открытом древнем амфитеатре Арена мы с приятелем прогуливаемся по Пьяцца Бра и тихо переговариваемся на эсперанто. Почему тихо ? Да потому, что в Италии очень трудно говорить на эсперанто без заразительного итальянского акцента. Особенно, в полный голос. Это - акцент вообще в эсперанто - считается не то что бы дурным тоном, а просто ни к чему, дабы не ущемлять тонкий птичий слух китайца, не вызывать чужеродного эха в пивном брюхе баварца, не создавать диссонанса бельканто с шотландской волынкой и не дразнить любителей макарон по ту сторону океана. Одним словом, в эсперанто акцент всеобщий, т.е. никакой.
По дороге мы встречаем приятеля моего приятеля, похожего на Марчелло Мастрояни, - приятель моего приятеля похож, а не мой приятель - тоже говорящего громко, но как раз на эсперанто, и если не отворачивается, оглядываясь вслед каждой юбке. Всё это сопровождается уже не просто жестикуляцией, а каким-то неуёмноболтливым языком жестов. При нём термос и завёрнутый в газету, видимо, ужин.
Оказывается, он подменяет в этот вечер, и по просьбе хозяев, своего приятеля - смотрителя в Каза ди Джульетта- Домике Джульетты, занятого ( не домик занят, а смотритель ) в ожидаемом
оперном спектакле то ли в хоре, то ли в мужском кордебалете, но не исключено, что и в суфлёрской будке.
В последнее время участились попытки каких-то романтиков- стенколазов взобраться на прославленный балкон и именно в ночные часы. Городские власти не на шутку были встревожены этим, опасаясь, что невинная эта в принципе забава может перерасти в популярную во всём уже мире, опасную и для молодых людей и для архитектурной детали, моду.
Хорошо помню, что и я делал попытки открыть рот, но говорил, похоже, один центурион с термосом. Как бы то ни было, выясняется, что и мне доводилось стоять под этим балконом, но только не на нём.
Следует бурное, с весёлыми проклятиями и клятвами, приглашение.
Я пытаюсь отказаться, но когда до меня доходит, что кому-нибудь
издалека может померещится, что продолжается разборка между
потомками Монтекки и Капулетти, - я соглашаюсь.
И вот я, дабы не привлекать внимания публики, как договорились, исподтишка бросаю со знаменитого балкончика взгляды в пёструю толпу внизу.
Ловлю себя на том, что против обыкновения, выхватываю взглядом из толпы не женщин, а... мужчин. Ага ! Эффект Джульетты ! Не совсем из области оптики, но не менее очевидный, чем какая-нибудь рефракция с интерференцией или эффект Доплера.
Итак, внимание, мужчины ! Вы - на взгляд Джульетты. Оправдания, вроде того, что вас не было в тот вечер в Вероне, не принимаются...

( далее следует весёлая оценка мужчин с дамского сайта...)

* окончание во 2-ой ч.

******************************************************************************************************
© 2007 Espero
Эсперо

      * * *



 
Хостинг от uCoz