|
ЭСПЕРО РАССКАЗЫВАЕТ на русском...
первая половина из дюжины рассказов Эсперо на его Весёлом Сайте- Доме.
Оглавление 1-ой части "Эсперо рассказывает на
русском..."
* 1. " Сложная Эсперанто- тема..." ?
Ну-Ну...
( на самом деле умопомрачительный рассказ о
"всенародном" Эсперанто-уроке в... приусадебном амбаре, вылившимся в
сущую педагогическую вакханалию... с участием Герды Клодовны
Пиронской !
И с "Эсперанто для наших питомцев" - и русский тоже
сгодится... )
* 2. Твой автомобиль...
* 3. Стена
Ритмия ?.. стеноритмия !..
* 4. 4 рассказа в связи с Фламенко:
А-А-Й-Й-Й !..
От последнего поцелуя...
Свет
Одиночества...
Синий мрак...
* 5. Скахография:
"Эсперанто", рисунок, ш. доска, ш. фигура, 1.5 миллиардов $.
* 6. Разгадка ? Ой ли !..
( о посещении японского горного
Эсперанто- Дома ! " )
* 7. Глазами Джульетты... ( с её
балкона ! )
******************
1. " СЛОЖНАЯ
ЭСПЕРАНТО ТЕМА" ? НУ-НУ...
----------------------------------------------------------------------
Пожалуйста, прошу
всех настроиться на деловой тон,
не отвлекаться и внимательно
выслушать мои
объяснения. У нас сложная Эсперанто - тема.
С утра меня позвал настойчивым звонком телефон. Не
разбудил.
Я, собственно говоря, и не уснул в эту ночь. Проведя
её с бессонницей. Но не мучимый ею. Отнюдь.
Ибо был озабочен
состоянием чувств у юной и симпатичной блондинки, которой я из
человеколюбия предоставил кров и ночлег.
Выбравшись из
какой-то жаркой путанницы, я прошлёпал босыми ногами по холодному
линолеуму к телефонной тумбочке.
На другом конце
опто-волоконного кабеля грудной бархатный баритон моей хозяйки
любезно напомнил мне, что сегодня день занятий в её доме, и что меня
ожидает масштабная миссия " по посеву разумного, доброго, вечного и
Эсперанто на народной ниве",
то бишь, "среди людей её усадьбы",
как она туманно выразилась.
"Мы все ждём вас, Эсперо," -
проворковала она игриво.
Я заторопился. То есть, как обычно,
впал в жуткую спешку.
Кое-как расцеловавшись с гостьей и
уговорив её наведаться под кров не сегодня, а завтра - никогда не
можешь знать, кто тебя будет ожидать сегодня, - я бдительно оглядел
себя с ног до головы в высокое новое зеркало в прихожей, что стало у
меня с некоторых пор закоренелой привычкой. И подхватил увесистый
баул.
К подобным педагогическим миссиям я всегда готовлюсь с
сугубой тщательностью и ответственностью, отработанной до мелочей
моими предшественниками за 120 лет существований Эсперанто.
А именно, я прихватил с собой едва ли не самый лучший в мире
(sic! -
так! истинно!) учебник Эсперанто Бориса Колкера, новое
полное издание
"Евгения Онегина" в переводе на Эсперанто
Валентина Мельникова с впервые переведенной и приложенной VIII-ой
главой,
но по недоразумению кем-то переплетенное вместе с
Гоголевской поэмой
"Мёртвые души", также переведенной на
Эсперанто Мельниковым, но уже стихами:
Jen mia Chichikov -
virtachul",
mortanimulojn li achetas...
Прихватил я
"Сентенции и максимы" умницы Максимо с форума,
а заодно и др. бесценные материалы оттуда
же.
Сверху я положил трёхтомник "Избранной песенной
эсперанто-лирики" Павла Можаева и несколько кассет с эсперанто-роком
Глебо Малица и других эсперанто-бардов.
Не стану всего
перечислять, но приговаривая "Не помешают", я щедро высыпал внутрь -
благо, много места не занимают, - пару-другую горстей
"Микро-Эсперанто- Блох" и "Мини-Эсперанто Блох, Подкованных
Левшой-эсперантистом".
А завернув блиц-вспышку от моего
верного "Никона" в несколько экземпляров "Блиц-Эсперанто на ходу", -
и уже впрямь на ходу поправив галстук, - вскочил в свой Рено Клио.
Левой передней дверце моего авто со стороны водителя ещё ни
разу не удалось захлопнуться прежде, чем машина уже сорвалась в
пространство.
А в подмосковье зарядил дождь...
По
дороге я заехал и прихватил с собой свою ассистентку Герду Клодовну
Пиронскую.
На месте меня встретили с подносом, но деликатно
не торопили.
Хозяйка, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу,
лихорадочно уточняла: дети в постоянном контакте с прислугой,
кухаркой, няней,
швейцаром, поваром, шофёром и садовником...
Я насчитал семерых. Мини-группа. Сойдёт.
"- На той
неделе, - продолжала взахлёб хозяйка, - я кое-что подслушала и...
Посмотрите."
Я посмотрел: ухо было розовым, а завиток за ним на
нежной стройной шее - просто очаровательным.
"- Вся надежда на
вас, Эсперо, и на Эсперанто. Преподайте же и братьям нашим средним
уроки благородного языкового поведения."
Я наскоро размешал
серебряной ложечкой сливки в крошечной фарфоровой чашечке, куснул
"шарлотку" - я не люблю сладостей -,
и небрежно, как всегда на
свою голову, выслушав на ходу объснения,
как добраться до
академического объекта, сбежал с мраморной лестницы, едва не
опрокинув медных львов с цветочными вазами внизу.
Все мы имеем
дачи, кое-кто называет их, как моя хозяйка, усадьбами, но я уже
мчался с баулом по внушительному поместью...
Сам бы я ни в
жизнь не нашёл. Но на огородах мне попался без портков, бесстыдно
возбуждённый, белобрысый, вихрастый, веснушчатый и замурзанный
карапуз, лет этак пяти, с охапкой морковок. Он проводил меня.
В почти полной тишине - а воздух ! нектар !! - мы подходили
к строению, похожему на амбар, и судя по архитектуре, построенному в
один из самых рекордно урожайных годов.
Но на пороге я был
встречен взрывом приветственных возгласов, оглушившим меня. В
просторном-таки амбаре негде было черешне упасть. Люди сидели даже
на стропилах. А воздух !..
Оказалось, вся семёрка из
мини-группы привела с собой своих коллег, друзей по садовому
кооперативу и автопаркам, с кухонь ведущих столичных ресторанов,
швейцарских из гостинниц не ниже 5-и звёздочек, нескольких очкариков
явно из школьных учительских, и в строгих костюмах двух или трёх
чиновников, как я потом узнал, из ГорОНО.
Были и
родственники, и сразу бросалось в глаза, что колена этак до 3-его.
И это был подлинный всенародный энтузиазм и ликование.
Да-да, меня встречали. На соломе стоял 10-литровый бутыль с
самогоном, рядом гора нечищенных луковиц в чернозёме, огромное
полено буторной колбасы, местами с тем же плодородным покрытием, и
каравай хлеба с моё запасное колесо.
И мне уже наливали. В
алюминиевую то ли кружку, то ли кастрюлю.
Довольно
натуральным хриплым голосом я сообщил, что только этим
утром был
выведен из стадии клинической смерти глубокого запоя, и
приехал
прямо из Склифософского.
Посыпались соболезнования и советы типа
"кастрюлю до дна".
Спасаясь, я вскочил вместе с баулом на
край зыбких яслей, нечаянно наступив на ухо бегемотоподобной свинье
с сосками, волочившимися по земле. Я и не знал, что белы измеряются
не только в деци- , но и в целых мегах.
И я чуть не сорвал
на самом деле голос, когда орал сначала "Господа! Господа!", а
потом, спохватившись, "Товарищи! Товарищи!" Это немного помогло. Но
для пущей убедительности я сорвал с головы рядом стоявшего парня
кепку и зажал её в кулаке: "-Товарищи !!!"
Наступила
кое-какая тишина, если не прислушиваться к тоже нечаянно включённому
каким-то сорванцом аварийному электрогенератору.
И тут
"тишину" задавила Ниагара вопросов:
"- А как на Эсперанто
"газонокосилка"?, А "клювовидные пассатижи"?, "А "задний мост"?,
"А "секатор имени "Гильотины Парижской Коммуны"?, "А
"ж-па"?,
"Ну а "шланг категории "кишка удаффа"?, "а "с бодуна"?,
"а как сказать "а пошёл ты на ..."?, "ну а"я тебя в ...
...?" - последние вопросы были сплошь и рядом, но больше сплошь.
Я расслышал даже "а как на эсперанто будут "байонетные щипцы
для удаления верхних зубов мудрости"?
И водопад не только не
иссякал, но даже набирал силу: "А можно на эсперанто сказать
"молоток"?, "А "кофеварка"?, "А правда, что на эсперанто "гавно"
звучит как "канфетко"?, "А..."
"- Амикой... Товарищи !! Ну
не могу же я вам давать отдельные слова
"молоток",
"газонокосилка"... Надо же знать и "это есть...",
"где есть
...", "как взять" молоток...
"- Сроду знать не знали
никакова эспиранто, - вдруг взревел лохматый насупленный
звероподобный мужик-бугай с крошечной собачкой в ногах, почему я и
решил сразу, как увидал их, что уж от него-то я не дождусь и слова,
- а ищо и не то брали в руки..."
И тут я захватил щепоткой
толику своих "Микро-мини Эсперанто Блох", потому что учебник Колкера
у меня сходу вырвали из рук и он пошёл гулять по рукам... Я проводил
тоскливым вхглядом и свой баул,
исчезающий в недрах толпы, и
перешёл к
к своим ГОРСТЯМ, как я их назвал, полным
самых-самых нужных и в удобной форме эсперанто-слов !..
... Я и не ожидал даже, что так скоро вокруг установятся и
тишина, и порядок. Да не простые, а сосредоточенные, как-будто
на семинаре воспитателей из школ для глухонемых...
Когда я произнёс из какого-то диалога между нетерпеливым
парнем и его капризной подружкой её вздорное замечание о
ясной в тот день погоде: "- Разве ты не слышишь шума грома ?, -
то и сам оторопело повернул голову к воротам: в самом дальнем
от амбара углу огромного сада слышно было - так тихо ! - , как
бурдонит шмель - на Эсперанто шмель-burdo... Вокруг все
внимательно слушают и многие записывают или делают пометки
в листках Эсперанто Блох...
Я продолжал:
Он: - ... Может ты ещё и молнию видишь ?
Она: - Кончай спорить...
... А когда я дошёл до того места, где эта влюблённая
парочка делает попытку уединиться в парке, избавившись от её
назойливого братца... Вовочки, угрожавшего тут же начать
рассказывать о себе анекдот, хм... - если его не возьмут
с собой, - то возьми и спроси:
- Есть вопросы, амикой ?
Все сосредоточено молча кивают отрицательно головами.
Лишь тирольский пейзан вносит предложение для той парочки:
- Лучше бы им не в парк, а в амбар..." - Все стеснительно
заулыбались. А я спросил его по наитию:
-Вас как зовут, простите ?"
- Владимир Владимирович, а что ? - и он через головы протянул
мне для пожатия огромную лапу, которую я однажды уже видел в
Зоологическом Музее у чучела белого медведя.
Наши взгляды упёрлись друг в друга. Я только приглушённо
ойкнул, а ясли заходили подо мной ходуном. Он же побледнел и
заорал:
- Отпусти ему руку !
И это был единственный случай, когда мне не было смешно от
Вовочки. Правда, Большого Вовочки. У меня и по сю пору
ноет запястье...
- Однако, продолжим, друзья. - И я продолжал и продолжал...
- Пожалуйсти, повтори ! - слышно было изредка то с одной,
то с другой стороны амбара... И я терпеливо повторял...
Но было заметно и другое: какой-то нарастающий гул толпы...
Я навострился... Оказалось, что и за мной повторяли...
И инстинктивно правильно: т. е. не всё подряд и связно, но и в
россыпь. Вертя фразами на все мыслимые лады, даже разными
голосами, порою кривляясь и лицедействуя !
Люди и сами лепили монологи и диалоги, нисколько не смущаясь
нелепицей ! Дарили свои находки друг другу... и мне ( я тут же
записывал ).
Зрелище было куда как забавное ! Будто воочию языки
развязывались и завязывались в эсперанто-бантики !..
Я и опомниться не успел, как в амбаре уже вовсю царило
какое-то кропотливое, но не шумное веселье...
Даже люди из ГорОНО всё что-то конспектировали, сдвинув на
самые затылки свои строгие шляпы, и то и дело удовлетворённо
потирая руки...
- Друзья ! Может на 5-10 минут прервё... - Не-е-ет ! - дружно загудела толпа. И я продолжил слегка охрипшим голосом.
Где-то за тюками заготовленного на зиму сена послышались стоны, а вскоре и крики младенца, явно новорожденного !..
Счастливо улыбающуюся роженицу, вместе с красным, весь в
слизи, орущим "Saluton !" - "Привет !" -младенцем, унесли
из амбара !
А рассеянного и обалдевшего от счастья папашу увели под руки.
Я успел прокричать ему вслед, подхваченое всем амбаром:
- "Поздравляю вас с новорожденным эсперантистом !"
- Спасибо... спасибо... - слышалось ещё некоторое время за воротами...
Всё ещё улыбаясь до ушей, я приступил было к календарной
теме:
- В году - 12 меся...
... Тут в воротах амбара появилась моя ассистентка Герда
Клодовна, которую моя хозяйка не отпустила сначала,
предупредив, что "вам пока не стоит туда..."
Все ахнули и замерли с открытыми ртами... Поразился и я...
Так как никогда прежде не видал её входящей, не протискивающейся
боком...
Хотя всегда был уверен, что в её случае это без разницы...
Пока длилась поголовная немая сцена, один Владимир
Владимирович, с не свойственной даже тирольским аборигенам
галантностью, рассыпался в любезностях и даже начал анекдот,
попросив разъяснить ему только пару слов:
- Малыш говорит Карлсону ( все вокруг расцвели в улыбках):
- Пойдём к... - Последние слова я не расслышал, так как их
заглушил рёв всеобщего "Фу-у-у..." в адрес новоявленного
эсперанто-Вовочки Крупного.
А первые были: "- Малыш говорит Карлсону: - Пойдём к бабам ?.."
- Не-а, я потерял свои штанишки с пропеллером.
- Ну так без них...
- Но дело в то..."
Второе же неясное для эсперанто-Вовочки Крупного ( АмплЕкса
Вовчо ) слово просто захлебнулось во всеобщем укоризненном
"Бесстыдник !" и "Циник !"...
Причём, даже издалека, с моих яслей, было заметно,
как то ухо, что на видимой стороне красивой породистой головы Пиронской, стало пунцовым.
Однако, она не поступилась своим профессиональным
долгом и на первое непонятное слово "хэлИцо" приступила
давать исчерпывающие разъяснения: "где есть пропеллер",
"это ваш пропеллер", "у меня такой же пропеллер", "пожалуй,
ваш пропеллер крутится быстрее", "у вас и в голове пропеллер",
"сколько пропеллеру ни вертет..."
У меня сладко закружилась голова, а последнее, что я успел
увидеть, и что мгновенно вернуло меня в действительность,
удержав от падения прямо в ясли, было то, как тесная толпа
раздалась, образовав круглую площадку, и эффектная эта
ассистентка, положив изящную руку на плечо Вовочки Крупного,
закружилась с ним в вальсе...
Я протёр глаза и снова их выпучил...
Видение не исчезало... Даже наоборот: передние из толпы
завертели вокруг них хоровод в обратную сторону...
И все подхватили карусель из слов: "с пропеллером было хорошо", "а с двумя будет ещё лучше"...
Я не заметил, как и сам начал бормотать: "у вас пропеллер
сзади", " а у меня спереди"...
Но встряхнув головой, я продолжил перебирание своих
эсперанто-Блох для тех, кто не попал в хоровод...
( *примеч.: изумительные - больше, чем просто
эсперанто-учебники ! - 2 книжки Клода Пирона - "Герда пропала..."
и "Дайте мне выговориться..." - обе построены на вывереной
психологич. установке: многократное повторение незнакомых слов на
все лады в развёрнутых темах - помогает их запоминанию.
И таки, помогает !.. Развивая ту ещё болтливость ! )
- Добрый вечер, дорогие друзья ( я прощаюсь со
слушателями из амбара, с удивлением замечая, что в проём
ворот заглянул луч уже вечернего солнца...)
Доброго вам всем самочувствия везде и всюду !
Я, Эсперо, даю установку:
Будьте здоровы. Ваше самочувствие хорошее.
Вы здоровы ! Только здоровье ! Только Солнце ! Только Смех !
Только радостные сны и мечты ! Будьте счастливы !
Ещё пара заключительных слов о том, чем же закончилась эта педагогическая Эсперанто-вакханалия.
Экзамен принимала сама хозяйка.
Она была до слёз растрогана декламацией на Эсперанто отрывка из письма Татьяны Онегину тем самым, уже причесавшимся пятернёй, и как-то утратившим звероподобность, даже как бы и не мужиком, хотя и с той же комплекцией бугая, а сущим пейзаном, чуть ли не тирольским:
- Сначала я молчать хотела,
поверьте, моего стыда
вы б не узнали никогда...)
... Я и сам с трудом сдержал подступивший к горлу комок...
По условленному знаку батистовым платочком в амбар вбежали все
младшие и средние дети хозяйки и повисли на заскорузлых шеях
своих любимцев.
Меня она три раза облобызала, милостиво позволив и мне поцеловать тот самый завиток за ухом, посулила
повышение оклада и страстно заверила,
что не далее как на следующей неделе подберёт мне невесту.
Отпускать меня не хотели. Я улыбался бесперерывно, хотя жутко страдал от боли из-за "писчего спазма", выписывая для всех, как рецепты, адреса Эсперанто-курсов по всей стране и в интернете, Эсперанто-клубов, Эсперанто-сайтов и
форумов, интернет-бутиков, торгующих оптом и в розницу Эсперанто
учебниками, книгами, записями...
Хорошо шли многостраничные
списки "ников" с "личками" всех эсперанто-форумчан ,
их адреса в ЖЖ (Живых Журналах- сетевых дневниках) и особенно их
фотографии.
Вырывая, даже порвали с десяток снимков
одного из них, но не там, где он в кимоно, а где без ничего.
Если же собранные мною заказы на учебники и "Евгения Онегина"
удастся выполнить полиграфической промышленности, то мне
это зачтётся как издательский подвиг - второй после Сытина и даже
вкупе со Смирдиным.
Мои же "Микро-мини Эсперанто Блохи" с
залихватским автографом заполнили все складки одежд и тел
присутствующих.
Даже собачка тирольского пейзана держала в
зубах листочек с ними и,
растянув в улыбке закрытую пасть, вовсю
чесала за ухом задней лапой...
... Только 1 -
один ! - из весёлых уроков Эсперо в амбаре :
--------------------------------------------------------------------------------------------------
В магазине. ( куда как заурядный заголовок в любом учебнике,
НО ! следите дальше !.. )
- Хлеб и туалетную бумагу, пожалуйста.
И ещё килограмм яблок.
Сколько это стоит ? Хорошо, я плачу.
Во втором магазине.
- Помаду и пудру, пожалуйста. И ещё
флакон духов.
Сколько это стоит ? Хорошо, я плачу.
В
третьем магазине.
- Эту красную рубашку, тот жёлтый пиджак,
какие-нибудь синие брюки и зелёный галстук.
Сколько это сто... О
! Я же забыл туфли !
Пожалуйста, один туфель чёрный и один -
белый. Но не комнатные !
Почему не ? Разве вы не видите, что я -
высокий блондин ?
Ну, так я хочу быть не просто блондином, а
высоким блондином в чёрном ботинке ! Ну-ну, я шучу !
Я одеваю
два чёрных туфля !
Сегодня я делаю покупки впервые в жизни без
моей дорогой жены.
Подарки для неё к 8-ому Марта, а также
сюрпризом для неё все эти мои обновы. Будет большой сюрприз !
Теперь, когда я одет с ног до головы, что вы, продавщица,
скажете: на кого я похож, а ?
- И-и-извините, синьор, я
до-до-должна позвать нашего старшего п-п-продавца...
Здравст...
Синьор !.. Не слишком ли пёстрые цве... Синьор !.. Сейчас я отвечу
на ваш вопрос !
Вы хотели бы знать, на кого вы похожи ?!
Вы
выглядите сущим попугаем !
Нет, синьор, мы не можем позволить
вам покинуть наш магазин в таком виде.
Пожалуйста, приходите
завтра вместе с вашей женой. Добрый вам вечер, синьор !
BONAN VESPERON, KARAJ AMIKOJ !
Добрый вечер, дорогие
друзья ( я прощаюсь со слушателями из амбара ).
... А
когда мы покидали поместье через огромные ворота - точная копия тех,
что в Летнем Саду, - я пропустил свою спутницу вперёд, чтобы потом
посмотреть ещё и по сторонам, и увидал на установленной рядом по
чьей-то шальной прихоти деревенской лавочке усаживающихся прохожих:
девочку-подростка и, видимо, её старшую сестрицу с восхитительной
фигуркой. А уже протягивая свободную руку к дверце своего Рено Клио,
услыхал за своей спиной:
( следует сенсационная история
Эсперо - ... Блошиного Короля ?.. - на Эсперанто- русском. )
И вот её русская часть:
- ...Эсперо ? Я знаю его. (
Я приподнял брови: что-то не припомню...)
- Лично ?!
-
Конечно !
- Ты шутишь !
- Вовсе нет. Зачем ?
- Ну
хорошо. Оставим это.
- Честное слово ! Почему ты не веришь мне ?
- Поклянись !
- Пожалуйста. Клянусь, что я говорю чистую
правду.
- Нет, нет, нет... как-нибудь по-другому. Сильнее.
-
Клянусь, что если я не говорю правду, то пусть меня возьмут 1000 и 1
дьявол !
- Фу... Совсем не страшно...
- Хорошо. Клянусь
своей красотой !
- Ах, ах, ах !!! Сейчас же расскажи мне о нём !
- Ну так, садись и слушай. Однажды... Только закрой свой рот...
- Но ты насмехаешься надо мной. Я сейчас заплачу.
- Все
знают, что ты плаксуля. Не будь капризной.
Итак, я
рассказываю серьёзно.
Однажды купила я за 13 рублей антиблошиный
порошок для своих
любимых кошечки и её семерых котят...
- Но
ты насмеха...
- Молчать! Не мешай мне ! И что же я вижу ?
Прилагаются "Микро-
Мини Эсперанто-Блохи" от Эсперо ! И только
вообрази себе - с его фото !
- Не правдоподобно...
- Да и я
подумала: невероятно. Но что же я читаю: " Эсперо-Блошиный
Король !"
Спрашиваю продавщицу. Точно ! Обнаруживается, что
он получил это
высокознатное имя не просто так - за своих
эсперантских "Блох", - но
по совсем другому, и очень, очень
деликатному поводу...
- Ну-ну, и "что же за дело при Эсперо"
?
- Какая связь с Эсперо ? Главный босс фирмы, этого
"Антиблохина",
не просто шеф, а директриса ! Миллионерша и
красавица !
И её - не кличка - а очень высокознатное имя -
Королева Блох !
И так уж случилось, что она по-уши влюбилась в
него. И они
поженились. Свадьба была на прошлой неделе. И...
Но почему ты расплакалась ? Что случилось ?!!
- И...
и... и ты была их сва... сва... свахой ? Но я хотела бы быть
невестой Эспе-е-еро !..
- Ну-ну, я пошутила, моя маленькая
глупышка...
- Правда ?! Так это сплетня ?!
- Дa !!
- Или
неправда ?!
- JES !!! - ДА !!!
И окончание
см.выше, где я забегал вперёд:
...Уезжали мы так же, вдвоём:
я согласился подвезти дочку одного из садовников, хотя она и жила
совсем в другой стороне от меня.
А подъезжая к своему скромному
дому с Мезонином, я почувствовал,
как душу мою овевает теплом.
От ворот Мезонин понравился и моей спутнице. Но это уже
неинтересно...
Конец.
*******************************************************
См. на сайте Эсперо - его же 64-х стр. юмористический
триллер "Однажды в пятницу 13-ого..." !
*******************************************************
2. Твой автомобиль...
----------------------------------------------
По-настоящему Твой автомобиль - это тот, в котором ты
мчишься,
преодолев какой-то для самого себя барьер скорости.
Не обязательно рекордной.
Я часто езжу "чужими машинами". И
в эти минуты даже не
помню своего 4-х-колёсного друга.
Он
для меня и не роскошь, разумеется, вообще,
и не средство
передвижения только, но даже и не собственность,
которой я
дорожу больше всего.
Только за чертой того самого предела, я
начинаю воспринимать его
как Н!Е!Ч!Т!О! А здесь уже неважно,
чьей машиной ты управляешь.
Наверное, пилотам также странно
смотреть на стоящий на земле
свой самолёт. Который зачастую и не
их вовсе.
Наверное, им даже немного стыдно, что их машина не в
воздухе.
Когда в эту связь с "мотором" вмешивается техническая
обыденность,
составляющая для многих других особую прелесть, я
наоборот скисаю.
Видимо, в моей сути нет места для железного
"мотора", как нет его в
птице, бегущем олене, плывущем впереди
катера дельфине...
Но как и всякая птица, чистящая свои перья,
или скакун. заходящий
в своё стойло, я вынужден проводить время
в гараже и копаться в недрах
своего "двигателя". При этом я
часто мурлычу: -" Чому я нэ
сокил, чому нэ литаю ?.."
А что
же ещё мне остаётся ?.. Птице без крыльев, двуногому скакуну,
"ихтиандру" без жабр...
Авто: 2007 - Их было
13...
"Право называться «Лучшей в мире драйверской машиной»
будут оспаривать: Audi RS4, Audi S6, BMW 335i, BMW M / Z4 M Coupe /
Roadster, Ferrari 599 GTB, Jaguar XKR, Mazda 3 MPS, Porsche 911 GT3,
Porsche 911 Turbo, Renault Clio, Renault Sport. Тройку финалистов в
этой категории также назовут 8 марта...
Возьмём, к
примеру, Феррари и именно 599. Я на пути из Реджо-ди-Калабрия в
Беллинцоне. Несусь на этой машине с огpомной скоpостью, наслаждаясь
мощью двигателя. Вдpуг вижу табличку: "Сбавь скоpость - 50 км".
Думаю: "Можно ведь было пpосто установить соответствующий
запpещающий знак. А pаз они этого не сделали, значит, тут что-то
сеpьёзное и скоpость действительно надо сбавить". Сбавляю скоpость
до 50 км/ч - и чеpез некотоpое вpемя вижу ещё одну табличку: "Сбавь
скоpость - 20 км". Я и на этот pаз сбавляю скоpость до 20 км/ч, хоть
и с большой неохотой. Чеpез полчаса - опять табличка: "Сбавь
скоpость 10 км". Пpоклиная всё на свете, я замедляюсь до 10 км/ч. А
ещё чеpез час (!) я вижу такую вывеску: "Добpо пожаловать в
пpидоpожный pестоpан "Сбавь скоpость!".
Уже сидя в этом
проклятом ресторане, где я им назло заказал манную кашу, которую они
так и не смогли приготовить, откупившись от меня
тельячими
медальонами, равиоли - небольшими квадратными пельменями, которые
подают в томатном соусе и в тёртом сыре
( пармезан мне завернули
с собой )- я понял, что со мной просто приключился анекдот... Ещё и
хорошо, что бесплатный.
В 911 Porsche между
Петербургом и столицей я едва не таранил сзади на чудовищной
скорости Mercedes-Benz S 600 Guard Pullman, в один и тот же миг
заметив у него за задним стеклом генеральскую фуражку, а на трассе
скучающего ГАИшника с радаром, уже вялым жестом поднимающего свою
палку, но тут же кидающегося наперерез.
Мерс резко тормозит. Я
тоже. А высовываясь из окна, уже открываю рот для комментариев, и
отнюдь не на Эсперанто, но вижу, как без слов опускается стекло
Мерса и оттуда летит портмоне.
Гаец поднимает, открывает - почти
у меня под носом - а там !.. В одном отделении баксы-баксы-баксы
ворохом, во втором тысячные купюры и стогом ! На лице Гаеца
выскакивает табло - ПОПЁРЛО! Тут он третье отделение открывает, и
вытаскивает удостоверение генерала милиции. ГАИшник вытягивается по
стойке смирно и, протягивая портмоне обратно, говорит: "Разрешите
доложить, товарищ генерал !"
И что я слышу: "Вот вот, сынок,
доложи, только не перепутай, куда баксы класть, а куда рубли". Гаец
долго не копался, а когда мы одновременно тронулись, отдал честь
Мерсу, а моему Порше ещё и со
щелчком каблуками. С тех пор я
всегда стараюсь на скорости пристраиваться в хвосте к солидной
фуражкой сзади, на манер генеральской свиты, и самочувствие моё при
этом в точности как у адъютанта его превосходительства.
А вот Рено Клио мне никогда не забыть. Мартовское
утро. Я в жуткой спешке. А в Париже зарядил дождь. До начала моей
лекции, посвящённой 120-летию Эсперанто, для членов Совета
Директоров и работников техслужб Кабаре Мулен Руж, остаётся 3
минуты.
Я решаю проигнорировать один-другой красный свет
светофора, и наконец, юзом торможу с пронзительным визгом, и обдав
фонтаном из лужи яркую и далеко не целомудреннуй афишу, перед
фешенебельным входом на Пигаль. На бегу слышу, меня окликает на
Эсперанто импозантный швейцар и спрашивает:
- Ты чего трусы не
надел?
- Откуда ты знаешь?
- Потому что и брюки забыл
надеть...
В самом центре Москвы я резво трогаюсь на
зелёный свет светофора. Мой Jaguar XKR уже собрал приличную толпу на
перекрёстке, так как заворожённые зрелищем Ягуара пешеходы остались
стоять по обе стороны зебры. Ну так я и решил по-быстрее убраться.
Вдруг с обеих сторон мне наперерез мчат две Audi: RS4 и S6.
В
одной, судя по мимике, явно уже начинает выражаться Стоянов, в
другой выразительно топорщит усы Олейников.
Мы втроём почти
столкнулись в центре перекрёстка. Как из-под асфальта, меж носов
наших машин возникает ГАИшник.
- 100 рублей, - прочитал я в
глазах С-ва.
- 300, - ответил взглядом гаишник. - Нарушаем! -
добавил он строго и вслух.
- Никак нет! - бодро откликнулся
О-ов.
- Нарушаем, - повторил ещё строже гаишник. И в его взгляде
уже читалось: "200".-
- Никак нет, - ответил уже я, протягивая
150 рублей. - В следующий раз оштрафую, - проворчал гаишник
почему-то только в мой адрес, пряча деньги.
Раза три я
наведывался в Городок, не стесняясь ни неудобными крюками, ни
нехваткой времени, но должок и по сей день не взыщу.
Когда я
звоню в дверь квартиры Стоянова, мне вместо него открывает Модест, и
как только он начинает стучать в грудь и материться на Эсперанто -
чего совершенно не выносит мой слух - я сам сбегаю.
Когда же мне
удаётся достучаться в квартиру Олейникова, мне открывает его сын и
очень вежливо сообщает, что папа как раз только что ушёл. На мой
вопрос, не догоню ли я его, он заверяет, что "всенепременно", вот
только он отвяжет Добермана.
Доберману ни разу не удалось
догнать меня. А мне Олейникова.
Так стоит ли удивляться, что
«Лучшей в мире драйверской машиной»
объявлена с большой помпой
та, за рулём которой сижу я.
***********************************************************************************
3. Стена Ритмия ?.. стеноритмия...
----------------------------------------------------------
" ... Не успела отсверкать молния, как я уже возвёл в 13
степень
возраст Жозефины, умножил количество её зубов,
заблиставших в улыбке,
на собственный возраст, отнял число
луидоров, звеневших
в кармане всё ещё шевелящегося негодяя, и,
сделав последнее
титаническое даже для моего недюжинного ума
усилие, прибавил
количество позвонков в шее самого высокого из
когда либо виданных мною жирафов... "
( отрывок из триллера на
Эсперанто,
над коим я корплю уже битую неделю.
Название:
"Грозовый пересчёт" )
Стеноритмия. Быстрый счёт.
Быстрее. Ещё быстрее ! Вот так, в самый
раз ! И я отбросил свой
пустой кошелёк... Но если не считать деньги в
своём кошельке, а
только в сейфах пары-другой не самых убогих
олигархов, то приёмы
Стеноритмии могут сослужить вам службицу, не
службу...
Служба, Счётчик, всё впереди.
Когда вы поднатужитесь,
играючи перекинуться в "капитал Билла"...
Итак, Счётчик -
позвольте мне вас так фамильярно называть - ,
приступим:
1. Разминка.
Умножение многозначных чисел
на 9.
Ага ! Вы-таки умели: умножали любое число из
чёрт-те скольких знаков на 10,
затем из результата вычитали само
это число, т. е. -
576 х 9 = 576 х 10 -- 576 = 5760 -- 576 =
5184. На бумажке...
Не рассчитывайте, что я поглажу вас по
темени. Вы же Счётчик !
А мы пользуемся совсем другими приёмами,
главным из которых
является слегка прищуренный взгляд в
пространство.
Закиньте карандаш куда по-дальше через левое
плечо, раз.
Ни клочка бумажки в поле зрения на все 360 градусов,
два.
(примечание: рулон туалетной - не помеха)
Держите
прищур, ТРИ ! Засекайте молнию !
а) число десятков
выбранного вами числа(множимого, т.е. которое
умножаем)
увеличиваем на 1.
десятки 576 - это 57, 57 + 1 = 58
б) и
вычитаем из вашего числа, этого 586
576 - 58 = 518 (
СОГЛАСИТЕСЬ: легче, чем от 5760 - 576, как
в первый раз ! Мы же
считаем в уме ! ) Закончим же...
с) к результату приписываем(!)
дололнение единиц нашего числа до 10.
в 576 - единицы - 6, а до
10 им надо - 10 -- 6 = 4
наш результат 518, приписываем к нему 4
= 5184 Всё !
* * * Тренинг: Молнию в студию !
751 х 9 ; 75 + 1 = 76 ; 751 - 76 = 675 ; 1 до 10 надо - 9 ;
к 675 припис 9 =
= 6759 А молния ещё сверка... нет, как раз
потухла...
2. Гром и молнию - в студию ! (нам шум -
не помеха)
Возведение числа, близкого к 50, в
квадрат.
13789 - не так уж далеко от 50-и, и сию же
секунду мы... Что ?
Говорите громче ! Такой гром ! Что ? Вам
захотелось по-маленькому ?
Ну-ну, я пошутил. Давайте быстренько
59 в квадрат, и пойдёте по своим делам:
а) из нашего числа
59 отнимаем 25 ; 59 - 25 = 34 Это будут сотни потом.
б) возьмите
дополнение до 50-и нашего числа 59; 50 - 59 = -- 9
в) Какая
прелесть ! В квадрат-то надо возводить только (--9 ) = 81
г)
приписать(!) к первому результату второй: 34...81 = 3481 Всё !
Ну, не детские ли игры ?! Громоздкие числа отдыхают в
стороне,
вы держите в одном глазу ( не загромождайте ум )
смешное числецо,
в другом глазу ( можно и в ухе )- ещё одну
смешинку, наконец, что-то
там считаете, как в первом классе, и -
милое дело !- приписываете
одно к другому. Всё !
ГРОМ
И МОЛНИИ ! ЕСЛИ БЫ Я УЖЕ НЕ БЫЛ ВЛЮБЛЁН В ЭСПЕРАНТО,
то
втрескался бы в Стену Ритмию, то бишь по-уши, да в стеноритмию-
-быстросчёт !
( * А в леденящем кровь отрывке из
моего "Грозового пересчёта" на Эсперанто -
- проверьте меня,
пожалуйста, - такой расклад:
Я - самокритичен, а потому не
постеснялся назвать себя
25-летним негодяем; в кармане у меня
звенели ровно 100 луидоров;
и чего бы мне не шевелиться, а? ;
Жозефине - моей внебрачной малютке
завтра стукнет 1 годик;
возвести 1 в 13-ую степень оказалось самым сложным во всём романе;
мы подошли в воробьиную ночь - в грозу без грома и лишь с
отдалёнными зарницами молний - к окну; я успел заметить во рту
малышки 4 зубика;
в кунсткамере Северной столицы, попросту-
Петербурга, я видывал самого
огромного ископаемого жирафозавра,
до того, как его съела моль, оставив
обглоданными ровным счётом
7 (что вы прекрасно и без меня знали)
шейных позвонков.
Итог: 8. Фанфары - в студию ! )
И ещё
несколько приёмов Стеноритмии- Быстросчёта !
Умножение двузначных чисел на 99.
--------------------------------------------------------------------
Кто не умеет ?! Умножил на 100, да и отнял само это
число. Экая невидаль !
Так-то так, да не совсем... Отнять
двузначное число от нескольких даже сот и В УМЕ - вовсе не так уж и
легко, когда надо удерживать в уме и результат умножения на 100.
А вот, что предлагает Стеноритмия:
* Надо
умножить 64, скажем, на 99.
По обычному:
1)
64х100=6400 (держи в уме тыщи...)
2) ну пусть не из 6400, а
из( для удобства ) 400 - 64= 336
3) и что там у нас в уме ?
6 тыщ и... вот эти 336
Итого: 6336.
Волшебница
Стеноритмия- Быстросчёт и здесь уже давно управилась.
Ещё бы
!
1) Даже и не считая ничего, берём не само число 64, а
предыдущее- 63.
Пока что и нечего хранить в голове.
2) к
нему приписываем ( ! - при-пи-сы-ва-ем, а не "считаем" ), правда,
тут же подсчитанное простое: из 100 минус 64=36 , т.е. дополнение
64-ёх до ста.
Когда знаешь, что это за штука - "дополнение
числа до"... ста, например, то и не считая, как-то само-собой
получаешь это дополнение. Раз- и готово.
Так что там мы
приписали к 63-ём ? Ага, 36 ! И получилось: 6336 !
Согласись, только один раз вычитали из 100 двузначное число
!
Но ничего не держали в голове, забыли о "тыщах".
В самый
раз для счёта в уме и быстрого при этом !
Умножение двух чисел между 10 и 20.
------------------------------------------------------------------------
Сказать легко. Умножить на бумажке не сложно. В
столбик...
Например, 14х18... А в уме, в уме ! И
быстро !! Ага !!!
Зовём тётушку Стену ( значит
"быстрая": быстрая запись- стенография, быстрый счёт- стеноритмия ).
1) к любому из этих 2-ух чисел прибавляем единицы второго. В
уме это всё равно, что улыбнуться про себя.
Например: 18+4=22
2) Эти 22 умножаем на 10. В уме- как посмеяться про себя ! =
220
3) Перемножаем единицы тех 2-ух чисел. Вот это работёнка
!
8х4=32 Вытираем пот со лба и др. частей тела.
4)
Складываем эти 32 с предывущими 220 = 252 Правда, это уже настоящее
дело... Но ! Одно единственное несложное для " в уме" сложение
ВМЕСТО УМНОЖЕНИЯ В СТОЛБИК !
Потренируйся на других
числах и до автоматизма. И будешь просто фокусником !
*************************
Тётушка Стена ( СтЕна
! ) подсказывает, что надо чаще подключать к быстросчёту свою
ДОГАДКУ !
Смотри: надо разделить 435 на 15. Опять
бумага, карандаш, "в столбик"...
Тут мелькнула догадка: А
что если оба числа умножить на 2, округлив до нуля в единицах, а там
сократив,- да и делить себе малое число на совсем уж маленькое...
435х2=870 , а 15х2=30 После сокращения ( всё- в уме ! ): уже
87 надо делить на... 3 ! А это сбегаем спросим у знакомого
первоклассника.
Он говорит: = 29 Поверим ему ?
Вот так В
УМЕ, БЫСТРО, НЕ НАПРЯГАЯСЬ, мы поделили 435 на 15 !
И это
метод ! приём !! Применяй его и в других случаях !!!
Успехов
!
* * *
******************************************************************************************************
4. А-А-Й-Й-Й !..
--------------------------------
Куда ты идешь, сигирийя,
подвластная ритмам диким?
Хочешь, луна сорвет
боли твоей гвоздику?
(О, небо
земное,
манящее глубиною)
Ф.Г.Лорка “Шаг сигирийи”
- Оле !.. - доносится откуда-то из недр земли вместе с
гитарным рокотом...
Я стою на пороге таверны, вход в которую
обрушивается
по крутым каменным ступенчатым склонам, под почти
полукруглым
сводом, как в туннеле, до яркого пятна пола на дне,
застилаемого мятущимися тенями...
Я ни разу ещё не уходил
туда, в глубину. И никогда не войду туда...
Там - Она... Жаркие
ночи, жаркие звёзды, жаркие ласки...
Это всё Она... - Не ходи
туда, - сказала она в последний вечер, -
никогда не ходи...
И я всегда только прохожу мимо... И я всегда помню, что там
кроме Неё,
кроме гитар, подстерегает меня смерть... Я видел их
ножи...
Дни я провожу в соседнем городке... В ожидании, когда
смогу уйти
под другие звёзды, без Неё, а потому холодные и снова
таинственные...
Любовь играет со звёздами, и согревает их...
Как только сгущается мрак, я беру машину, всякий раз другую...
И оставляю её в двух кварталах отсюда... А Она догадывается, что
я здесь...
Она всегда чувствовала, когда я был уже близко...
И около полуночи, я стараюсь быть на месте... Или хотя бы
проходить мимо...
Потому что меня часто заставляют уходить то в
одну, то в другую сторону
поднимающиеся оттуда или
направляющиеся туда...
И тогда до меня доходят звуки сигирийи и
оглушают сердце... A-a-й-й !..
Стрела Любви сломалась о
Звезду...
И меня неодолимо влечёт к Ней, туда, вглубь, и ещё
глубже, всё глубже, в Неё...
Но я не хотел Ей зла, а смерти при
Ней я не боялся...
Но эта сигирийя... Когда в неусловленный миг
я не услышу её, я буду
знать, что Она забыла меня...
О,
сигирийя ! Сигирийя гитана ! "...необыкновенная, совершенная поэма
слёз.
В ней плачет мелодия, и плачут стихи... Ритм 3\8 и 3\4,
или
3\4 и 6\8... Он закреплён цыганами, ковавшими медь на
наковальнях.
Но и до прихода их сюда, в Испанию, чуть ли не с
календарной точностью
даты ( по Барселого - 11 июня 1447-ого ),
он уже был, был здесь
этот переменчивый ритм. И он выполняется
неукоснительно".
Не качающийся и менее определённый, как вот у
этого гитариста, там,
ближе к центру земли, ближе к звёздам на
другой её стороне,
ближе к Ней...
Сигирийя... тяжёлая - о,
как тяжело !.. чувственная - о, какая истома в
душе !.. строгая
- о, как строга судьба ко мне ! Родная сестра сигирийи
- плайера
- плачь. Но в сигирийи больше того, что сейчас в моём
сердце
вместе с ней: жестокости и безнадёжности, любви и отчаяния...
И
освобождения...
Но вот гитарист завершает сигирийю неожиданно
быстрым булерияс...
И я бегу от этого кощунства... Я слыхал
старых гитаристов, уверявших,
что они помнят, как играли
сигирийю, как пели
её Эль Филльо, Сильверио, Томас эль Нитро,
Мануэль Торре...
И на обратном пути я плачу, плачу по сигирийе,
по сигирийе гитана,
по ушедшей от меня в звёзды Моей Цыганке...
И в продолжение цикла "Моё Фламенко":
Мой цикл Фламенко.
Посвящён моим самым любимым
его формам: Сигирийя (выше), Булериас, Солеарес, Тарантас... По
событиям из моего Дневника...
* * * * * * *
Эллипс крика
пронзает навылет
молчание гор,
и в
лиловой ночи,
над земными купами рощ
вспыхивает чёрной
радугой он.
А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-ай!
(Ф.Г.Лорка
"Крик")
Фламенко... Кантэ Хондо... Глубинное Пение...
Пение для голоса, для тела, для гитары... Для сердца и для
души...
"Cante Jondo действительно глубинное. Глубже,
чем все колодцы и все моря мира, много глубже, чем то сердце,
которое его творит, и голос, который его поет, ибо оно почти
бездонно.
Оно идет от далёких племен, пересекая кладбища лет и
листопады увядших ветров. Оно идет от первого плача и от первого
поцелуя..."
(Ф.Г. Лорка. "Канте хондо").
От последнего поцелуя...
Ничего не имею против Булериас. Только не после
Сигирийи, рвущей душу. Я- не изысканный педант, требующий Сигирийю
только в 3 часа ночи, а полночь уступающий лишь Фанданго.
Если на то пошло, то этот Весёлый Сайт- Дом совершенно в
стиле Булериас, а если и не совершенно, то пытается тягаться с этой
весёлой и юмористичной, феерически живой и быстрой, изменённой ещё
когда цыганами Хереса мажорной версией жизнерадостной Алегриас.
Алегриас и значит веселье ! А Булериас перекликается с
"бурлериас",
что уж просто означает "насмехаться"...
Посмотреть на танец Алегриас стоит в маленькой таверне или
прямо на улице в цыганском квартале Кадиса. А Булериас труднее и
виртуознее своей вдохновительницы Алегриас.
И кто бы мог
подумать, что глубинные нервы праздничной Алегриас в древних
меланхолических Солеарес, этих ангелах плача и одиночества... Вот
она- физиология Глубинного Пения, Кантэ Хондо...
Мажорно
ответвившись от них, но сохранив свои корни, Алегриас стала
фантастичной частью Булериас, великой Игрой фламенко, фавориткой
Фиестас и визитной карточкой цыган- виртуозов, творящих из неё
невообразимо сложные и трудные по форме искрометные номера.
С феерическим блеском сыграть Булериас под силу только
смуглому дикарю из Севильи или Триана, Хереса или Пуэрто Реаль, не
говоря уже о Кадисе, откуда и пришёл он на мадридскую Площадь
Матадоров...
Я говорю о Диего эль Кадис ( имя заменено ).
В полдень, ровно 8 лет назад, здесь, под аккомпанемент её
дерзкого звонкого смеха, в самой гуще весёлой праздничной толпы, -
он вонзил ей в сердце нож, не снеся насмешки целованных губ...
И три месяца, как он уже на свободе. И каждую ночь, ровно в
полночь, и точно на том же роковом месте, - он, не замедляя шага,
роняет одинокую красную розу...
Спина его всегда при этом
прямая, но кто-то подсмотрел однажды в свете фонарей, как она
содрогалась...
А смех продолжал звучать в эти мгновения. То
вблизи, то в другом конце пустынной площади. Чужой смех...
Я
узнал об этой истории только на третий раз. А два раза становился
предметом насмешливых шуток двух своих непутёвых друзей, близко к
полуночи проводивших меня через это место и затевавших со мной
серьёзное пари на то, что через десяток шагов мы повернём обратно -
на почти пустой площади- и вот точно на этом месте найдём красную
розу. И дважды я проигрывал пари, но розы поднять мне не разрешали.
И даже останавливаться рядом с ней мне тоже не позволили...
Но рассказали эту историю Кровавой Насмешки, историю Красной
Булериас...
И однажды мне показали его, самого старшего
среди нас и весёлого парня в таверне, с печальными глазами вечного
узника Роковой Ошибки...
И я, бесшабашный, опираясь на
авторитет друзей, отважился попросить его спеть прежде никогда не
слыханные мною Карцеллерас, андалузские тюремные заунывные песни-
послания на волю, полные оплакивания своей доли и жалоб на судьбу,
неизбывной тоски одиночества в камере, за железными прутьями
решётки, наедине со своей раненной и сожалеющей совестью...
И я познал самого старшего среди нас и трагичного парня в
той таверне... Единственного среди нас ведавшего муки помрачённого
рассудка, не сладившего с гордостью и гневом...
С тех пор,
глядя даже на руки иезуитски мистического Пако ле Лусиа в
завораживающе пламенном клубке со струнами в Булериас, я слышал
рыдающую виолончель Варлига на одном Костре с гитарой...
Слепая Любовь и Слепое Безумье... Любовь и Тюрьма... Смех и
Смерть... В них есть нечто схожее...
А когда я слышу
колокола Кадиса, мне хочется спросить, по ком они... смеются...
Фантастическая Булериас... Красный Смех...
( Эсперо )
Bruxa, песня о гордой испанке...
Припев:
Ветер, ты ль принёс
Розу в этот сад?
Дождь стихов и слёз
И холодный взгляд?
Много ли о
жизни знаешь ты?
Много ли сказать мне можешь ты?
Так
безжалостно ломаешь ты
Первые цветы…
Взгляд не прячь
свой за ресницами,
Ветер не зови.
Я усну, и пусть приснится
мне
Танец любви.
Пусть приснится мне Испания
В
светлом огне.
Не буди воспоминания
В сердце о весне.
Припев:
Ветер, ты ль принёс
Розу в этот сад?
Дождь стихов и слёз
И холодный взгляд?
Пусть цветы
сгорают ранние
В страсти огня.
Скольких ты презреньем
ранила,
Кроме меня?
Я создам тебе чудесное,
Пропаду
в тиши.
Жизнь потом заплачет песнями
Раненой души.
Припев:
Ветер, ты ль принёс
Розу в этот сад?
Дождь стихов и слёз
И холодный взгляд?
Страсть, как
много в жизни значишь ты –
Радость и грусть.
Если обо мне
заплачешь ты,
Я не обернусь.
Вспомню лишь мечты чудесные
После беды.
О тебе заплачу песнями
В свете звезды.
Припев:
Ветер, ты ль принёс
Розу в этот сад?
Дождь стихов и слёз
И холодный взгляд?
Но вспомню я
рассказы грустные,
Свет звезды, и в нём тебя одну…
Всё же я
опять вернусь к тебе,
Как в свою весну…
( Ксения
Гриневская,
ttp://www.svistok.ru/users/grinevskaya/Flamenco/ )
* * * * * * *
Иду, как будто арестант:
позади идёт моя тень,
впереди мои размышления...
Никто не вспомнит обо мне,
и даже камни, по которым я
ступаю,
наполняются жалостью ко мне...
( Солеарес )
Одна...
Сквозь стекло
тускло светит луна.
Одна...
На ладони
кусочек льда.
Да, одна
я сижу
в темноте у окна.
Куда смотрю?
Вдаль, никуда.
А
зачем?
Никому
не понять меня.
На "ты"
с одиночеством
я.
Одна я, всегда одна…
( Аморейя, Россия- Солеа...
ttp://amorella.narod.ru/solea.htm )
Свет Одиночества...
Матерь
Фламенко, прекрасная поэма Гитары- Солеарес, Солеа...
Уже
несколько веков Она в дружной памяти сыновей своих, на время
оставленная ими в резвом беге жизни. Но они возвращаются и
возвращаются к ней, живущей в одиночестве...
Нет равной Ей
во всём фламенко по глубине чувства и мудрости.
Разве
ТарАнтас, ушедшая глубоко под землю, где тухнет свеча и слепнет
душою шахтёр Картахены, с отверзтыми в первобытный мрак ужаса
глазами...
Солеарес самая серьёзная форма фламенко, самая
глубинная, самая
древняя, не считая Каньяс и Полас, смыкающихся
с Сигирийей.
Величавая, как Одинокая- без своего Короля-
Королева, но светлая нравом,- как Одинокое Солнце, на другой стороне
ночного полушария...
Почти молитвенная, таинственная и
притягательная, как... истинное одиночество, когда весь дневной мир
вмещается в кулак сердца, а ночи заполняются целомудренным
томлением... В тихие ночи...
Слёзный бриллиант тихого
рыдания...
Уносит ветер во тьму
те слёзы,
те мои
слёзы,
что не нужны никому...
( Антонио Мочадо )
В
тревожную ночь, когда только крошечная стальная площадка под ногами,
да холодные, мокрые поручни, мёртвой хваткой зажатые в окоченевших
ладонях,- трудно разделить так далеко отодвинувшуюся землю, так
близко приблизившееся беснующееся небо и неиствующее кругом море...
И этот рёв ветра, и достающая до туч громада седых во мраке
вод !..
Я- на высоте 19 этажа, на самой верхотуре
Галисийского Маяка Торре де Геркулес, на самом краю света- и ввысь,
и вдаль от горячей Андалусии: от неё- на другом "полюсе" Иберийского
полуострова,- в этой самой точке, где я уже во второй раз.
Я
специально привёз сюда, в А- Корунья, не бывавших здесь прежде трёх
цыган- друзей: кантаора Сильверио, байляора Антонио и катаора-
гитариста Мануэля из Аркос- де- ля- Фронтера, а это значит, что с
нами была и Она- Гитара.
Я узнал заранее по телефону, что
нас ожидает в эту Ночь Хаоса...
Но передать словами, как
были возбуждены перед грозным ликом стихии мои молодые спутники,- не
выполнимая задача.
Я даже в какой-то момент стал опасаться за их
рассудок. Впрочем, то же самое они подозревали и за мной. о чём
простодушно и поведали мне позже.
Хозяин и смотритель маяка чуть
не силой заставил нас спуститься.
Ужин в малолюдной компании
у тёплого очага и с вином ( не пил один я ) продолжился бешенным,
прямо-таки экстатическим вечером фламенко, продлившимся далеко за
полночь...
И под завывание непогоды за стенами- гортанное
пение Сильверио с необыкновенно одухотворённым лицом, героические
позы танцовщика, будто бросающего вызов самому бушующему океану, и
чарующе-рыдающие в Солеарес расгеадо гитариста, казалось, забывшего
весь мир вокруг, да и всех нас, присутствующих, горящие глаза,- всё
вместе никак не складывалось во мне в образ Одиночества...
Даже при воспоминании об утлых судёнышках, застигнутых
штормом где-то там, в безбрежном океане, или чему-то таинственно и
горько про себя улыбающейся, рядом со мной, Аники, потерявшей год
назад любимого мужа, где-то в этих местах, но в стороне от берега,-
я не мог схватить эту ноту Одиночества, пока... пока !.. Пока не
вспомнил об одиноком огне там, на самом верху:
Уносит ветер
во тьму
мои лучи,
те мои лучи,
что, возможно, спасут
кому-нибудь жизнь...
( Эсперо )
* * * * * * *
Начинается плач гитары,
Разбивается чаша утра.
Начинается плач гитары.
О, не жди от нее молчанья...
Синий мрак...
Испанская
сестра заокеанской Золотой Лихорадки- Картахенская Горняцкая Погоня
за лучшей долей- обернулась трагедией и излилась из-под земли стоном
Тарантас, надрывным вздохом отчаяния.
Но чудное дело,
несмотря на атмосферу лишений, изнурительного труда, бедности и
безнадёжности,- сохранила гордую, величественную красоту, пусть и
нестройную, но богатую экспрессию, волнующую до страдания, и даже
испуга, как может испугать только извечный мрак, от которого мир
изошёл уже так далеко...
Сначала тяжёлые мысли, стон и
содрогание души, горестные, суровые жалобы и вдруг- последний вопль
смертельного ужаса на пороге жизни и лицом к смерти, как первый крик
новорожденного, но только навстречу жизни...
Трагический
гимн Смерти и Бессмертия !..
Оживить меня и излечить от этих
впечатлений может лишь мужественная Фаррука- самая близкая русской
мелодике, чудодейственный бальзам для русской именно души,
живительными волнами омывающий её...
Не в чёрном и пыльном,
удушливом подземелье, а в ослепительных брызгах солнечных искр,
дробящихся в ледяных гранях, в холодной синеве первобытных вод и
неба,- он молча взывал к Остановившемуся Времени, которое
единственно могло, беги Оно со скоростью года в мгновение, -
растопить его оковы, опустить его на волну, бегущую к спасительному
берегу жизни...
Мой незабвенный друг, погибший в бездонной
расщелине айсберга у берегов Гренландии, но навсегда оставшийся для
меня живым и борющимся до конца... в звуках Тарантас.
(
Эсперо )
... Не проси ж у неё молчанья!
Неустанно гитара
плачет,
как вода по каналам - плачет,
как ветра над снегами
- плачет,
не моли её о молчанье!
Так плачет закат о
рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок
раскалённый плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается
с жизнью птица
по угрозой змеиного жала.
О гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!
( Ф.Г. Лорка,
"Гитара" )
* * * * * * *
На перекрестке
в
форме овала -
шесть гибких девушек
танцевало.
Три из
плоти,
три из металла.
Вчерашние сны их ищут,
но держит
их в крепких объятьях
Полифем золотой -
Гитара!
(
Федерико Гарсиа Лоркa "Загадка о гитаре":
"овал"-
форма гитары, 6 её струн ( 3 - из жил ),
Полифем- мифич. циклоп
( ! - зияющая круглая розетка корпуса гитары ), сын Посейдона и
нимфы Тоосы, дочери морского божества; пожравший... 6 спутников
Одиссея, ослеплённый им...
По др. мифам: мирный пастух, над
безобразием которого смеются девицы, и который тщетно ухаживает за
нимфой Галатеей,
горюя о недостижимой любви, и пытаясь излечить
сердечные раны... музыкой... *см. о Полифеме в Мезонине ).
******************************************************************************************************
5. Скахография: "Эсперанто", рисунок, ш. доска, ш.
фигура, 1.5 миллиардов $.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
В сибирском леспромхозе им. Ермака, что на правом берегу у
самых
Енисейских Порогов, бригада рабочих лесопилки, как раз на
3-ей неделе
после начала занятий в кружке Эсперанто, вслед своим
детям,
в школах которых ввели в 3-ем классе Эсперанто-игры с 1
сентября,-
перевыполнила план по распилу корабельной сосны на
шахматные
доски.
Это достижение имело далеко идущие
последствия: известная в
чёрно-белом мире Непризнанная Королева
"Дэ-один" ("d1") и эсперантистка
венгерка Полгар, обыгрывающая
всех гроссмейстеров мужеского полу,
применив забытую идею в теме
Вюрцбурга-Плахутты великого родителя Лолиты, бабочника и шахматного
композитора Вл. Набокова, состряпала
шахматную задачу из 13
фигур и, именно, на доске с берегов Енисея.
Все эти фигуры,
из заворожившей весь мир задачи, составляют на доске
рисунок в
виде " Эсперанто", т.е. Эсперанто !
Подобного рода
изобразительные шахматные композиции относятся
к искусству
Скахографии. Шахматные фигурки на доске образуют в задачной позиции
какой-либо рисунок, либо букву, а то и не одну.
Или в
исходной позиции, или в конечной, как в знаменитой
"Железной
Клетке Тамерлана" Яниша. А то и в динамике. Да-да, в процессе
перемещения фигур буквы меняются ! Составляя, например,
чьи-то - часто того, кому посвящена задача, - трёхбуквенные
инициалы !
Изюминка же этой "Эсперанто" - задачи в том, что
доска оказалась с сучком в клетке без неизвестной белой фигуры,
которая и должна поставить
мат на 13-ом ходу Чёрному королю.
Итак, надо угадать таинственную фигуру. Угадать на какую из
3-х
на сибирско-эсперантской доске клеток с сучками её
поставить.
И останется в 13 ходов поставить мат черным.
Самым интригующим в этой взбудоражившей весь мир шахматной
загадке
оказалось то, что ею заинтересовался
сам Б.
Гейтс, давший клятвенное обещание,
что точно 26 июля 2007 года,
в день 120-и - летия Эсперанто
выплатит решившему эту
супер-задачу
по 120 миллионов долларов на каждую из занятых в
исходной позиции клеток доски,
т.е. 120 милл. х 13 - составят
почти полтора ( 1.5 ! ) миллиардов долларов !
Приз
неслыханный в истории человечества со времён легендарного
индийского падишаха !!!
Я проходил Енисейские
Пороги, щёлкал шахматные головоломки
и с 6-ю фигурами - это чаще
труднее, чем даже с 8-ю или 13-ю в запутанных темах, - расправлялся
шутя и не с миниатюрами до 7 ходов...
НО ! уловил за хвост
Жар-птицу Догадки, смекав, что не в сучках и прочих задоринках
секрет, а в Крыловской идее по имени "а ларчик просто
открывался", то бишь, в Эспе... Но я разболтался...
Я
забросил все свои дела, в том числе и матримониальные, посвятив
всё время решению этой задачи, и кажется, уже близок к успеху...
Поэтому, извините, наспех подкину вам задачу на тему
Двойного Экцельсиора с маршем белой и чёрной пешек до полей их
превращений из скромных Золушек в Принцесс, и с чередованием
этих метаморфоз при дифференциации со стороны Чернушки.
Мат в 6 ходов.
Не пугайтесь. Всё прямо наоборот тому,
что я уже вам
поведал выше: эта задача не из архитрудных, но как
и история
Золушки очаровательна.
Особенно той, которая
выскочит за обладателя
Фантастического Приза в 1.5 миллиардов...
Доска перед вами ?
Диаграмма: белыe Кр h2, C g5,K h4,
пешки e2,f4 (5)
Kp g4, пешка c7 (2)
Мат в 6 ходов.
Некогда, лет этак 37-38, автор задачи Чепижный получил за
неё на конкурсе
Похвальный отзыв. Теперь поставьте свой монитор
вверх
ногами, дабы я мог набрать решение задачи, которое по
возвращению
вашего монитора в нормальное положение должно
оказаться для вас
вверх ногами, как это принято в
загадках-отгадках.
Или же отвернитесь от зкрана, пока я набираю:
Диаграмма: 1. e4 c5 2-5.(со 2-ого по 5-ый ходы) e8K!
(извиняюсь, что
Золушка обернулась Кобылой, но жизнь вообще
полна превратностей)
....... 2-5.
............................................. с1Ф
6. Кf6 X.
(Кобыла ещё и лягнула...)
5. е8Ф? с1К! (6.Фе2?)
2-я
диаграмма: пешка с7-а7
1. е4 е5 2-5. е8Ф! (Вот вам ваша
Золушка!) а1К(для поклонников чёрных женщин... облом)
6.Фе2Х.
5. е8К? а1Ф! (облом платежом красен!) (6. Кf6?)
Задача
эта поучительна и в самом тривиальном плане: кто назовёт
женщин
непредсказуемыми, а кто апплодирует Чехову, написавшему
обольстительной Лике Мизиновой, что в ней сидит "большой
крокодил"...
Но я заболтался, прервав самого себя на
обдумывании 12 хода
Эсперантской шахматной задачи на Приз Всех
Времён и Народов...
И я продолжил, мурлыча "...и Ленский
Офицером Туру берёт рассеянно сво..." !!! кажется, вышло !..
Эврика !!!
Вау !!!
Есть !!!
Йя-а-а !!!
Й-й-йе-е-ессс...
... ах, ты, чёрт !.. я по рассеянности
поставил мат не чёрным, а сам
себе, т.е. белым... Приходится
начинать сначала...
*******************************************************************************************************
6. Разгадка ? Ой ли !..
-----------------------------------
Ну до чего же в мире
всё перемешано ! Иной раз просто диву даёшься, обнаруживая связи
там, где спасовала бы сама Принцесса Фантазия. Выходит правда: самый
большой выдумщик - Его Величество Случай ! И как же он порою
прихотливо всех нас опутывает...
(* следуют любопытные факты
о Крыше Мира- Памире,
первом поезде Пекин- Тибет, японском
бойце-актёре Голливуда и др. )
Япония.
День
клонился к вечеру. Мы явно опаздывали к условному часу встречи. Хуже
того, и время закрытия незаселённого домика неумолимо приближалось.
Но почти 190 км от Токио...
Но вот мы и у подножия
Ятугатаке- Горы Восьми Вершин.
Ещё км 8 по дороге на высоту в
2000 м в машине с откинутым, несмотря на
горную прохладу, верхом
- но что за воздух !
И когда мы подъехали уже в сумерках к
на вид невзрачному, но как-то по японски изящному и сдержанно
освещённому двухэтажному домику с чуть ли не башенкой
астрообсерватории сбоку, то удивились, увидев рядом с ними несколько
припаркованных машин.
Я знал, что отсюда можно увидеть
Фудзи-яму, но уже мешали сумерки и... навстречу раздавались
приветственные голоса на японском и эсперанто.
Итак, нас
ждали ! Мы в японском Эсперанто-Доме - Esperanto-Domo !
Мне
уже доводилось бывать во Французском Эсперанто-Дворце, в
знаменательном по сочетанию Венском дворце Молланд с музеем
Эсперанто и... глобусов - даже дважды ! Но там почти рядом с домом,
а здесь, ну совсем другое дело !
Мы входим и поражаемся ещё
пуще: нас встречают радостные оклики чуть ли не полутора десятков
людей.
Среди них только несколько не говорят на эсперанто -
видимо, сопровождающие тех, кто хотел посмотреть на русского
эсперантиста и "чемпиона по дзиу-дзютсу", хотя я не только никогда
не был чемпионом, но и участия в соревнованиях практически не
принимал, занимаясь джиу-джитсу для себя.
Правда, в толпе
японцев и в отсутствии борцов сумо я вполне мог сойти и за
абсолютного чемпиона мира кряду по всем видам спорта.
А ещё
гостеприимные хозяева не догадались поднять хотя бы на пол
метра
потолки, от чего сами же были в неописуемом восторге.
Я
попытался было разъяснить недоразумение по поводу моего титула, но
превозобладали другие интересы...
Зелёный чай по-японски мне
и по сей день непривычен...
Говорили о чём угодно, только не
об эсперанто. Но разумеется, больше на нём.
Мне показали книги,
изданные в Японии на эсперанто.
Многие я узнавал, но был приятно
поражён увидев среди них не толстую и
явно не дорогую книжицу с
несколькими рассказами Джеймса Хэрриота параллельно с текстами ещё и
на японском и англ. и посвящённую... кошкам.
Хотя знаменитый
йоркширский сельский ветеринар и остроумец практиковал всех: и
собак, и попугайчиков, но в первую очередь овец, коров и быков,
свиней и лошадей...
Видимо, я не слишком сдержанно выразил
своё восхищение и зависть, потому что после некоторых приглушённых
переговоров на японском, получил этот томик в подарок.
Расходились поздновато. Нас оставляли ночевать: в домике
едва ли не с полтора десятка кроватей, не считая мест на полу. Но мы
не возвращались в Токио, а до деревенского дома родителей моего
спутника было даже ближе.
Расставались очень тепло.
Настолько, что я позволил себе поднять каждого буквально до потолка,
с тем, чтобы уже не нагибаясь облобызать каждого.
Тем более,
что среди радушных хозяев оказались две юные и по-настоящему
красивые особы, которых портило только то, что как раз они и не
говорили на
эсперанто. Вряд ли Диснейленд слыхал столько
восторженных визгов.
И вот я впервые гощу в настоящем
деревенском яп. доме. Вся стена
в комнате моего друга заклеена
фотографиями. Я узнаю среди фотокадров из американских уже забытых
мною боевиков, только уже на любительских цветных фото и своего
приятеля и хозяина за спиной, и героя тех самых фильмов, и ещё
кое-кого, не зная их имён.
Вдоволь повеселившись зрелищем
того, как я даже самые верхние и под потолком фото рассматриваю в
стойке с полусогнутыми коленями
и подпирая потолок ухом
склонённой набок и на самое плечо головы, мой приятель объяснил, что
лично сына Брюса Ли он не знал, но с Кари-Хироюки и со своим
двоюродным братом - вот третьим спева ! -
фотографировался в
Америке...
Утром же, после почти бессонной ночи - я не
привык спать в тесных комнатушках и всё время выходил в сад под
звёздное небо - он вдруг и скажи мне:
- Ты же собираешься в
Америку. Будешь в Нью-Йорке, позвони вот по этому телефону и уж как
выйдет, но передай моему брату это письмецо...
И он протянул
мне полуоткрытый листок бумаги, а я успел заметить, что письмо на
эсперанто. Но спросил неожиданно для себя самого о другом:
- Всё
будет в порядке ?
Осмотрительность не входит в число моих
добродетелей, но тут я её-таки продемонстрировал и не в самой
деликатной форме. Но он только кивнул и добавил с улыбкой:
- Его
дочка знает эсперанто...
Перенесёмся в Америку. Дочку я не
увидел. И её отца тоже...
Уже по телефону мне сказали, что его
нет... нет вообще... Что с ним что-то приключилось...
Я отвёз
письмо и на месте узнал, что он погиб, случайно сбитый автомобилем
на одной из станций той самой железной дороги и в тот самый первый
рейс "Тибетского Экспресса", в который он отправился корреспондентом
от какой-то газеты...
Теперь ваша очередь сказать мне или
просто в пространство: что это за клубок событий и их участников в
нашей жизни ?
Кто запутывает его ? Или распутывает ?.. Случай
?.. Мы ли сами ?..
********************************************************************************************************
7. Глазами Джульетты...
---------------------------------------
Верона.
На улице ещё светло. В ожидании оперного представления в открытом
древнем амфитеатре Арена мы с приятелем прогуливаемся по Пьяцца Бра
и тихо переговариваемся на эсперанто. Почему тихо ? Да потому, что в
Италии очень трудно говорить на эсперанто без заразительного
итальянского акцента. Особенно, в полный голос. Это - акцент вообще
в эсперанто - считается не то что бы дурным тоном, а просто ни к
чему, дабы не ущемлять тонкий птичий слух китайца, не вызывать
чужеродного эха в пивном брюхе баварца, не создавать диссонанса
бельканто с шотландской волынкой и не дразнить любителей макарон по
ту сторону океана. Одним словом, в эсперанто акцент всеобщий, т.е.
никакой.
По дороге мы встречаем приятеля моего приятеля,
похожего на Марчелло Мастрояни, - приятель моего приятеля похож, а
не мой приятель - тоже говорящего громко, но как раз на эсперанто, и
если не отворачивается, оглядываясь вслед каждой юбке. Всё это
сопровождается уже не просто жестикуляцией, а каким-то
неуёмноболтливым языком жестов. При нём термос и завёрнутый в
газету, видимо, ужин.
Оказывается, он подменяет в этот вечер, и
по просьбе хозяев, своего приятеля - смотрителя в Каза ди Джульетта-
Домике Джульетты, занятого ( не домик занят, а смотритель ) в
ожидаемом
оперном спектакле то ли в хоре, то ли в мужском
кордебалете, но не исключено, что и в суфлёрской будке.
В
последнее время участились попытки каких-то романтиков- стенколазов
взобраться на прославленный балкон и именно в ночные часы. Городские
власти не на шутку были встревожены этим, опасаясь, что невинная эта
в принципе забава может перерасти в популярную во всём уже мире,
опасную и для молодых людей и для архитектурной детали, моду.
Хорошо помню, что и я делал попытки открыть рот, но говорил,
похоже, один центурион с термосом. Как бы то ни было, выясняется,
что и мне доводилось стоять под этим балконом, но только не на нём.
Следует бурное, с весёлыми проклятиями и клятвами, приглашение.
Я пытаюсь отказаться, но когда до меня доходит, что кому-нибудь
издалека может померещится, что продолжается разборка между
потомками Монтекки и Капулетти, - я соглашаюсь.
И вот я,
дабы не привлекать внимания публики, как договорились, исподтишка
бросаю со знаменитого балкончика взгляды в пёструю толпу внизу.
Ловлю себя на том, что против обыкновения, выхватываю взглядом
из толпы не женщин, а... мужчин. Ага ! Эффект Джульетты ! Не совсем
из области оптики, но не менее очевидный, чем какая-нибудь рефракция
с интерференцией или эффект Доплера.
Итак, внимание, мужчины !
Вы - на взгляд Джульетты. Оправдания, вроде того, что вас не было в
тот вечер в Вероне, не принимаются...
( далее следует
весёлая оценка мужчин с дамского сайта...)
* окончание во 2-ой ч.
******************************************************************************************************
© 2007 Espero
Эсперо
* * *